Духовные качества российского воинства. Слишком хорошо забытое старое


С. Г. Максимов. Русские воинские традиции

Путь русского воинства

И воистину светло и свято

Дело величавое войны,

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Духовные основы воспитания выражаются прежде всего в идеях и идеалах. Основополагающая общественная идея не может не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на людей через их духовный уклад, отражающий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад называют еще «душой народа», и наиболее ярко проявляется он в воинском сословии, призванном защищать идеалы общества.

В основу древнерусского воспитания души было положено воспитание воли как «главного фактора человеческой жизни» и почитание рода-общины как условия существования человека. Воля русского человека, по мнению многих мыслителей, находится в дремлющем состоянии и пробуждается только в наитруднейшие времена. Она нуждается в повседневной активизации, в то время как многие родители, педагоги и начальники при воспитании насильственно ослабляют волю, как возможный инструмент своеволия (непослушания), но только люди волевые и энергичные являются опорой государства в трудные времена.


Переход Суворова через Альпы в 1799 г. Художник В.И. Суриков


Патриотизм воина вытекает из самой структуры его сословного статуса. Путь воина – это прежде всего путь чести, совести, путь защитника своей родины. Эти качества исторически были присущи воинству России.

Суть русской ратной традиции выражена св. благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде!» И воинское служение в России было путем общинного послушания по словам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Филарет (Дроздов), митрополит Московский: «Своего личного врага – люби, врага Отечества – сокрушай, врага Божия – гнушайся!»

Горе той стране, которая в трудные времена забывает о воинстве, унижая его и попирая, поскольку это чревато потерей государственности. Задача русской армии и общества – восстановить нормальную воинскую идеологию, оживить воинские традиции, воссоздать Воина, каким он был в традиционной индоевропейской цивилизации, каким он был на Руси.

Эволюция воинских взглядов из афоризмов А.В. Суворова:

1. Я солдат, не знаю ни племени, ни рода. Поле – один мой элемент.

2. Честь моя мне всего дороже. Покровитель ей Бог.

3. Горжусь тем, что я Россиянин!.. Мы русские, мы все одолеем.

Генералиссимус А.В. Суворов завершил разработку русской военной тактики, наиболее подходящей для русского воинства. Он же сформулировал основные принципы успешного развития армии: самобытность и национальная гордость без зазнайства; изучение всего лучшего, что создано военной мыслью в мире; сознательное отношение к своему делу, инициатива, дисциплина, развитие успеха до конца. А венец всему – победа, малой кровью одержанная.

Русский человек не любит мелочности, ему претят сухость и педантизм, он склонен «не бить лежачего». Подтверждением сказанному являются строки из приказа М.И. Кутузова от 21 декабря 1812 г. при пересечении русской границы в ходе преследования бегущей французской армии: «Но не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата. Они жгли дома наши, ругались святынею, и вы видели, как десница Вышнего праведно отмстила их нечестие. Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем. Справедливость и кротость в обхождении с обывателями покажут им ясно, что не порабощения их и не суетной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетения даже те самые народы, которые вооружились против России».

Духовным ядром и хранителем традиций воинской чести в любой армии является офицерство. Выпускаемый из училища офицер должен, по мнению М.И. Драгомирова быть твердым в тех основах, на которых зиждется воспитание солдата: а) преданность государю и Родине до самоотвержения; б) дисциплина; в) вера в нерушимость (святость) приказания; г) храбрость (решительность, неустрашимость); д) решимость безропотно переносить труды, холод, голод и все нужды солдатские; е) чувство взаимной выручки.


Штыковая атака. Гравюра начала XX в.


Воину нужна непоколебимая духовная опора. Для русского человека, традиционного русского воина огромное значение играет понимание того, ради чего он готов сражаться и умирать. М.И. Драгомиров говорил: «В бою только тот бьет, кто не боится погибнуть; для человека, воспитавшего себя таким образом, нет неожиданностей… И только при этом условии… дерзость и упорство в достижении цели станут делом естественным».

Эмоциональный подъем в сочетании с исторической памятью и частым пренебрежением к жизни создает благоприятные условия для совершения подвигов. Можно сказать, что героизм у русского народа в крови.



Фридрих Великий после сражения при Кунерсдорфе. Гравюра XVIII в.


Своим своеобразным эмоциональным подъемом, позволяющим совершать чудеса, мы весьма отличаемся как от рационального западноевропейского солдата, так и от идеализированного дальневосточного представления о состоянии духа воина. Идея о том, что в бою надо сохранять то же душевное состояние спокойствия, что и в обычной жизни, характерна для восточных единоборств. Приведем отрывок из книги «Пять колец» известного японского мастера фехтования Миямото Мусаси: «В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке, и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным. Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай духу влиять на тело. Не будь ни недостаточно вдохновленным, ни вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние».

Данные утверждения скорее подходят для неспешных ритуализированных поединков в средневековой Японии, а не для современного, не ровного по темпу боя, хотя хладнокровие во время чрезвычайных обстоятельств отличает истинных профессионалов. Воинская стезя – это служение «без страха и упрека», но это и достойное существование в мирное время.

Особенности психотипа русского человека отражены в народном фольклоре, например, в поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Русскому человеку необходимо «завестись», для чего нужно какое-то время, но затем «дубина народной войны» начинает гвоздить неумолимо, хотя и частенько вслепую.

Суворов говорил: «Атакуй, с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не пускай! Ура! Чудеса творит, братцы!.. Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет… Нет ничего страшнее отчаянных!»

«Ура» – это русский боевой клич, один из древних способов мобилизации воина, позволяющий ему оторваться от обыденности и настроиться на бой, в котором уже нет места сомнениям и страху.

Ярким примером особого служения русского воинства являются штыковые атаки, появившиеся во времена расцвета огнестрельного оружия и регулярной армии западного образца. В XVIII веке в России начинается период формирования официальных армейских приемов фехтования клинковым оружием и фланкировки (управления копьем, пикой, штыком). Приемы боя систематизируются и входят в боевые уставы русских войск. Знаменитые русские полководцы Румянцев, Суворов становятся разработчиками владения оружием рукопашной схватки. В результате русский штыковой бой превзошел в скором времени все армии мира.



Полтавская баталия в 1709 г. Художник Л. Каравак


Штыковая атака, встреченная штыками, представляет чрезвычайно редкое явление в военной истории западных армий. Принц де Линь, участник многих войн в Европе, свидетельствует, что лишь однажды за всю жизнь, в 1757 г., он слышал лязг удара штыка о штык.

Для штыковой атаки без выстрелов необходима определенная самоотверженность, которая не была характерна для наемных армий Запада. Маршал Савойский упоминает следующий факт: «Карл XII, шведский король, хотел ввести в свою пехоту атаку холодным оружием. Он об этом часто говаривал, и в армии знали, что это было его идеей. Наконец, в сражении против московитян в тот момент, когда дело должно было завязаться, он подъехал к своему пехотному полку, сказал прекрасную речь, слез с лошади перед знаменем и сам повел свой полк в атаку, но когда они приблизились на тридцать шагов к неприятелю, весь полк его стал стрелять, несмотря на его приказание и его присутствие... Король был этим так ужален, что прошел только по шеренгам, сел на лошадь и отъехал, не вымолвив ни одного слова».

К началу Семилетней войны Фридрих Великий склонился к этой же идее. Пехоте внушалось, что собственный ее интерес диктует не задерживаться под огнем неприятеля, а лезть на врага. При этом «король берет на себя ответственность перед каждым солдатом, что неприятель не пустит свои штыки в дело, а побежит». В сражениях 1757 г. под Прагой и Колином прусская пехота пыталась атаковать почти без выстрелов, результаты были неутешительны.

По-настоящему перевернул отношение к рукопашному бою в русской армии А.В. Суворов. В «Науке побеждать» он пишет: «Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля – дура, а штык – молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею – отскакни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видел и больше. Береги пулю в дуле! Трое наскочат – первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун… В двух шеренгах сила, в трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает». Одним из главных нововведений было то, что Суворов первым в штыковом бою стал сочетать рассыпной и плотный строй в зависимости от обстановки (даже на пересеченной местности и при штурме крепостей), то есть сделал его универсальным. Результатом послужило то, что русскую штыковую атаку в те времена ни один равный по силам неприятель выдержать не мог.

О рукопашном бое русской пехоты в Северной войне можно узнать из романа А. Толстого «Петр I», где герой романа во время схватки «видел только широкие спины преображенцев, работающих штыками, как вилами, – по-мужицки...», но от этого обращения враги бежали, как могли.

– стойкость;

– выносливость;

– храбрость;

– смекалка;

– самоотверженность;

– высочайшая сплоченность и дисциплинированность в случае крайней необходимости.

Качества эти могут проявляться не сразу. Бывает необходимо некоторое время для осмысливания угрозы на уровне национального сознания, что и показал нам опыт Отечественных войн 1812 и 1941 – 1945 гг.

Существенное влияние на формирование мировоззрения личности воина оказывает духовная жизнь общества. Господствующая идеология, не соответствующая глубинным чаяниям народа, может привести к первоначальным поражениям, ставящим иногда под сомнение возможность самого существования России. Данный феномен мы наблюдали на протяжении всей истории государства, и особенно ярко он проявился в начале Великой Отечественной войны.



Выезд Ивана Грозного на борьбу с Ливонией. Художник Г.-Э. Лисснер


К сожалению, нет возможности в этой книге рассказать о подвигах солдат в Великой Отечественной, поскольку автор ставит своей целью поведать об истоках становления отечественного воинства, а истоки эти следует искать в далеком, славном и трудном прошлом России.

Главное – за много поколений сформировались черты, делающие русских воинов и нашу армию лучшими в мире при условии грамотного военного и политического руководства, хорошего снабжения и невмешательства хитроумных идеологов разных мастей.

Несмотря на все реформы и передряги, в русском народе остался боевой дух наших предков: скифов-сколотов, антов, варягов, казаков, дружинников и безвестных воителей, мудрых старейшин и полководцев.

Воинские традиции Руси живы, и это показывают наши славные победы в прошлом. Будем же достойно жить в настоящем, и готовить фундамент для не менее славного будущего.


Битва на Куликовом поле. Лицевой летописный свод

Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской армии прошлых веков, так и для современной Российской армии.На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве военной, что и его мирный собрат. Тот, кому выпал воинский жребий нёс службу именно «за други своя». Война ради войны, ради захвата чужих имений, жён, земель никогда не поощрялась в России. Не случайно и герои нашего былинного эпоса – богатыри, охраняющие покой страны, - столь не похожи на героев западноевропейских рыцарских эпических сказаний. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович на богатырских заставах несут службу «за други своя». Князь Владимир в былинах, царь в русских солдатских песнях – своеобразное олицетворение идеи государства, которому служит и которое обороняет русский воин. Верность ему русский воин блюдёт не за честь, а за совесть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбулина Татьяна Геннадьевна

учитель музыки МОУ СОШ 5

город Белореченск Краснодарский край

Духовный подвиг русских воинов (Сл.1)

(Сл.2)

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж

Своей прошедшей славою горды.

Где нашу землю посохом не тронешь, -

Повсюду есть минувшего следы.

Нас дарит кладами былое время:

Копни лопатой и найдёшь везде -

Тут - в Данциге откованное стремя,

А там - стрелу, калённую в Орде.

Зарыли в землю много ржавой стали

Все, кто у нас попировал в гостях!

Как памятник стоит на пьедестале,

Так встала Русь на вражеских костях.

К нам, древней славы неусыпным стражам,

Взывает наше прошлое веля,

Чтоб на заржавленном железе вражьем

И впредь стояла русская земля!

Д. Кедрин

(Сл.3) На памятнике русским гренадёрам, павшим в боях под Плевной, выбита надпись: «Больше сия любве никто же имать дакто душу свою положит за други своя» (Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих).

Евангелие от Иоанна

(Сл.4, 5)

Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской армии прошлых веков, так и для современной Российской армии. На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве военной, что и его мирный собрат. Тот, кому выпал воинский жребий нёс службу именно «за други своя» (Сл.6) Война ради войны, ради захвата чужих имений, жён, земель никогда не поощрялась в России. Не случайно и герои нашего былинного эпоса - богатыри, охраняющие покой страны, - столь не похожи на героев западноевропейских рыцарских эпических сказаний. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович на богатырских заставах несут службу «за други своя» (Сл.7) Князь Владимир в былинах, царь в русских солдатских песнях - своеобразное олицетворение идеи государства, которому служит и которое обороняет русский воин. Верность ему русский воин блюдёт не за честь, а за совесть.

Стоит за алтари святые,

За Богом венчанных царей,

За гробы праотцов родные,

За жён, отцов и за детей.

(Сл.8) Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся промысел Божий о нашей Русской Земле, о её судьбе. Русь во многом была просвещена через князей, потому что князь - это, прежде всего военный и хозяйственный лидер. Князья стремились к государственности, через них Русь просвещалась верой. Когда Русь разделилась на мелкие княжества, когда были утрачены родственные связи, тогда их объединила вера. Они были «орудием» в руках Господа. Первыми Андрей Боголюбский и Александр Невский стали собирать Русскую Землю, поднимать народ на войну с захватчиками.

(Сл.9) Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". (Сл.10) От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. (Сл.11) К концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния.

(Сл.12) Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. (Сл.13) Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил Св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским. (Сл.14) Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

(Сл.15) Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв.

В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси.

(Сл.16) Князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно".

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.

(Сл.17) 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины.

(Сл.18) Св. Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

(Сл.19, 20) За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским.

(Сл.21) Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

(Сл.22)

О, бранный витязь! Ты печален,

Один, с поникшею главой,

Ты бродишь мрачный и немой,

Среди могил, среди развалин;

Ты видишь в Родине своей

Следы пожаров и мечей.

(Сл.23) И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память

(Сл.24) Всем нам хотелось бы жить в мире, свободном от войн и всяческого насилия. Но, к сожалению, окружающий мир всё ещё исполнен военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками, нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

(Сл.25)

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,

Как стать железом - мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться,

И, как руда, пожертвовать собой.

Готовность к смерти - тоже ведь оружие,

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

(Сл.26)

Русь! Великая боль

Мне скрутила тяжёлые руки.

Я сливаюсь с тобой,

Принимаю несметные муки.

Сколько бед за спиной,

Что сумел я с тобою осилить! Русь!

Ты стала страной,

Стала вечно великой Россией.

И на все времена у тебя

Неизменно богатство -

Ты безмерно сильна

Правотой бескорыстного братства.

(Сл.27) Ради жизни других людей гибли наши предки в войсках Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Георгия Жукова… И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины-современники.

Низкий поклон им за это, за ту великую любовь, без которой невозможно жертвовать жизнью ради других людей, без которой невозможно быть настоящим солдатом, воином.

(Сл.28, 29)

Где б ты ни был,

Честный русский воин, помни:

О тебе гремит молва.

Будь всегда носить в крови достоин

Гневный жар великого родства.

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна!

(Сл.30)

Мир прекрасен, солдат,

Хоть немирен порой.

Путь пройдёшь до конца,

Свет над миром спасёшь.

Ты похож на отца,

Ты на деда похож.

(Сл.31)

Список источников:

  1. Сборник «Ради жизни на Земле»
  2. Учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры», М. издательство «Основы православной культуры», 2006.

О русских солдатах сложено множество легенд, их подвиги известны во всем мире и вызывают уважение земляков и граждан других стран. Образ русского воина особенно ярко формируется из тех качеств, которыми характеризуют его противники. Те, кто сталкивался с ними в боевых ситуациях, считают, что у русских особый набор черт, сформированных менталитетом, традициями и этническими особенностями. Так каких же качеств наших солдат больше всего опасались противники?

Секрет успеха военных операций

После того как германская армия в 1914-м и 1940 годах смогла уничтожить французов и англичан, армии которых считались самыми сильными в Европе, но при этом была разгромлена во время Великой Отечественной войны русскими, историки и военные аналитики стали задаваться вопросом, в чем истинная причина таких исходов? После тщательного анализа специалисты пришли к выводу, что дело не только в оснащении, современном оружии, тактической и технической подготовке - огромную роль играют психологические и физиологические особенности солдат и офицеров, их национальные традиции, ценности и приоритеты.

Боевой дух

Многие историки сходятся во мнении, что именно в загадочном боевом духе кроется секрет всех побед русской армии. Эта совокупность моральных и психологических качеств определяет боеспособность. Во время войны боевой дух солдат поддерживают командиры. Поднятие боевого духа достигается путем воспитания идейных убеждений, сплоченности, храбрости. Неотъемлемой частью формирования боевого духа является атмосфера товарищества и взаимовыручки.

Боевой дух определяет моральную и физическую готовность солдат противостоять врагам, терпеть лишения и тяготы военной жизни, преодолевать себя и постоянно стремиться к победе. О значимости этого качества говорил еще Наполеон: «Один солдат, обладающий высоким боевым духом, стоит трех, лишенных этого оружия».

Целеустремленность и стойкость

Русский солдат всегда четко знает, к чему он стремится. Конечная цель всех действий - победа. Выиграть каждое сражение, каждый бой и в конечном счете одержать победу в войне. Как говорят о русских европейцы, «для них не существует полумер - либо все, либо ничего».

Изучая эпизоды военных действий, аналитики сделали вывод, что именно целеустремленность русских солдат часто играла роль катализатора, ведь самое правильное и взвешенное, но не доведенное до конца решение в итоге проиграет по результативности спонтанному порыву, выполненному с точностью и логически завершенному.

Стойкость присуща всем русским воинам. В любом сражении солдаты бьются до последнего патрона, последнего вздоха. Стойкость русских в обороне пугает противников. Благодаря этому качеству многие нападения и осады были отражены.

Храбрость

Это качество русского воина воспето многими авторами. Храбрость считается национальной чертой русского человека. Способность спасать других ценой собственной жизни, бросаться на танки, закрывать своим телом боевые снаряды, осознавая, что это необходимо для Родины, для земляков, для будущих поколений, присуща русским офицерам и солдатам.

По признаниям тех, кто встречался с ними в бою, «русские смело идут на смерть, без страха и колебаний. Они верят в то, что если им суждено умереть, то смерть найдет их где угодно. Эти люди часто говорят странную фразу о том, что двум смертям не бывать». Русские презирают трусость так же, как в других армиях презирают подлость.

Немецкий военный историк генерал фон Позек отмечал в своих работах: «Русские часто шли в атаку на наши пулеметы и артиллерию, даже когда их атака была обречена на поражение. Они не обращали внимания ни на силу нашего огня, ни на свои потери».

Хладнокровие

Способность сохранять ясность ума в любой критической ситуации - еще одна характерная черта русских солдат. Русский солдат не впадает в панику. На поле боя среди убитых и раненых сослуживцев, находясь под пулями врага, он способен в считаные минуты собраться с мыслями. Известно много случаев, когда в состоянии, близком к гибели, солдаты предпринимали блестящие тактические действия и часто выходили из сложных ситуаций победителями.

Военный обозреватель одной из австрийских газет считал хладнокровие одной из самых ярких черт русских военных. Он писал: «Русские летчики хладнокровны. В атаках русских, быть может, отсутствует планомерность, как и у французов, но в воздухе русские летчики непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский летчик есть и остается страшным противником».

Сплоченность и солидарность

И много лет назад, и сейчас русские поражают всех своим умением объединяться в самых сложных ситуациях. Для иностранцев настоящая загадка, каким образом в момент, когда все складывается очень плохо, русские находят силы, поднимаются с колен, встают плечом к плечу. И в этот момент они способны противостоять врагам, уверенно отстаивая интересы своей страны.

Ф. Энгельс отмечал: «Нет никакой возможности рассеять русские батальоны: чем опасность грознее, тем крепче держатся солдаты друг за друга».

Это актуально и в настоящее время. Чем опаснее угроза, нависающая над страной и русским народом, тем сильнее стремление объединиться и без тени сомнения биться за Родину.

Сила воли

Сила воли - неотъемлемая черта русского солдата. Эта способность преодолевать трудности помогает выдерживать тяжелые условия военного времени. Несгибаемая сила воли нашла отражение в разных военных эпизодах. Многие русские солдаты, офицеры, партизаны до конца терпели пытки, издевательства врагов, но не предавали Родину, не сдавались в плен и не выдавали секретных сведений.

Русский солдат способен длительное время переносить нужду и лишения. Он может долго терпеть голод, холод, отсутствие элементарных бытовых условий.

Великая Отечественная война , которую вел советский народ за свое освобождение против германского фашизма, была наполнена как драматизмом и трагизмом событий, так и величием героизма и радостью Победы. Важную роль в обеспечении сплочения народа и армии для разгрома немецко-фашистских войск на всех этапах войны играл духовно-нравственный фактор. Несмотря на неудачи, ошибки и даже просчеты, допущенные в начальный период ведения войны с ненавистным врагом, именно духовно-нравственный фактор дал возможность сплотить все общество и, в конечном счете, обеспечить Великую Победу.

Важным его слагаемым, вдохновляющим и сплачивающим народ и Вооруженные Силы страны, стала разнообразная патриотическая и идейно-воспитательная деятельность, организованная и проводимая в тылу и на фронте под руководством Государственного комитета обороны и Ставки Верховного Главнокомандования.

Глубокому уяснению справедливого характера и целей Отечественной войны способствовала перестройка идейно-воспитательной работы в армии и на флоте в соответствии с директивой ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 29 июня 1941 г. В ней содержались рекомендации по организации идейно-политического воспитания личного состава в боевых условиях. Директива требовала разъяснять воинам захватнический характер войны со стороны Германии, мобилизовать личный состав на проявление патриотизма, честное выполнение военной присяги, своего долга перед Родиной.

Могучая сила слова, боевой призыв, оперативная информация о сложившейся обстановке вдохновляли защитников Родины. Не ослабляя внимания к наступательной пропаганде, Государственный комитет обороны принимает меры к усилению всей массово-воспитательной работы. К 1 октября 1941 г. на фронт было послано около 150 тыс. политбойцов, которые разъясняли воинам политику государства, создавшуюся обстановку, демонстрируя личным примером отвагу, вдохновляли их на подвиги, укрепляли моральный дух.

Большую организаторскую и идеологическую работу среди населения, в армии и на флоте вели видные деятели государства: М.И. Калинин, В.М. Молотов, А.А. Жданов, А.С. Щербаков, К.Е. Ворошилов, Н.А. Вознесенский, Д.З. Мануильский и др.

С первого до последнего дня войны Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И.В. Сталиным делали всё для повышения боеспособности армии и флота, снабжения их всем необходимым для боевых действий, укрепления морального духа войск.

16 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение о введении института военных комиссаров в Красной Армии, а 20 июля – на Военно-Морском Флоте. Одновременно отделы и управления политической пропаганды реорганизуются в политотделы и политуправления. При Главном политическом управлении РККА был создан Совет военно-политической пропаганды. Совет обсуждал актуальные вопросы воспитательной работы, обобщал опыт, вырабатывал рекомендации. Важное место в его деятельности занимала организация агитационно-пропагандистской работы среди населения на оккупированной территории и войск противника. Совет сыграл важную роль в повышении уровня идеологической и организаторской работы политорганов.

Обобщая опыт воспитательной работы в войсках, Государственный комитет обороны чутко реагировал на растущие потребности жизни, вносил необходимые коррективы в деятельность воспитательных структур, в их задачи и содержание.

Командиры, политические органы и партийные организации действующей армии направляли основные усилия на то, чтобы наращивать наступательный порыв войск. Они учили личный состав трезво оценивать свои силы и силы противника, не зазнаваться, проявлять повышенную бдительность, предостерегали от беспечности и благодушия. Все это сыграло важную роль в дальнейшем укреплении Вооруженных Сил, в усилении политической работы в войсках, что было необходимо для завершения разгрома гитлеровских захватчиков и успешного выполнения Красной Армией своей исторической миссии.

Следует подчеркнуть, что в период боевых действий в армии широко использовалась духовная сила печатного слова. Вообще за годы войны в Вооруженных Силах была создана широкая сеть военных газет. Так, уже в июле 1942 г. издавалось 19 фронтовых, 93 корпусных и армейских, несколько сотен дивизионных газет. Вместе с тем расширялась и укреплялась центральная военная печать. В редакцию газеты «Красная звезда» вошли известные писатели: А. Сурков, И. Эренбург, П. Павленко и др.

Характерно, что только в первые недели войны ушли на фронт военными корреспондентами 140 членов Союза писателей, а всего в армии и на флоте работало более 900 писателей, поэтов, драматургов и журналистов.

Военная печать страстно и вдохновенно раскрывала справедливые цели и всенародный характер Великой Отечественной войны, разъясняла ход военных действий, рассказывала о патриотическом подъеме советских людей в тылу, массовом героизме воинов и партизан в боях за Родину.

Многие газеты конкретно учили воинов примерам борьбы с танками и самолетами противника. Все это имело большое значение для формирования морально-боевых качеств у личного состава. Важную роль на фронте сыграло в борьбе с танкобоязнью и самолетобоязнью распространение памяток и листовок. В них раскрывались оправдавшиеся в боях методы и способы борьбы с техникой немецко-фашистских войск. Об этом можно судить по «Памятке красноармейцу», изданной Главным политическим управлением РККА еще в июле 1941 г. В ней рассказывалось о способах и приемах уничтожения вражеских танков и самолетов, об организации атаки, указывалось на необходимость и важность защиты командиров в бою, взаимовыручки товарищей.

К концу войны в действующей армии издавалось около 800 газет, разовый тираж которых составлял более 3 млн. экземпляров. Фронтовая печать наряду с освещением вопросов внутренней жизни страны широко раскрывала политику правительства по отношению к освобождаемым народам Европы.

В свою очередь армейские и флотские политорганы разъясняли воинам Красной Армии, что они вступили на территорию зарубежных стран не как завоеватели, а как освободители.

Политическая работа была направлена также на то, чтобы разъяснить населению освобожденных стран – Польши, Чехословакии, Югославии, Румынии, Болгарии, Венгрии – политику правительства в отношении этих государств, задачи Красной Армии как армии-освободительницы. Политические органы сделали многое, чтобы советские войска с уважением относились к демократическим организациям, традициям и обычаям этих государств, не оскорбляли религиозных чувств населения.

Газета 3-го Украинского фронта «Советский воин» во время боев в Болгарии писала: «Помни, товарищ, о многовековой дружбе русского и болгарского народов, помни о славных подвигах доблестных русских воинов – героев Плевны и Шипки, помни о традициях кровного братства русских и болгар и на каждом шагу старайся укрепить и умножить эти славные традиции» . Так газета удачно использовала героическое прошлое нашего народа в интересах борьбы с фашистской армией и укрепления дружбы с болгарским народом.

Красная Армия по своему составу была многонациональной. Учитывая это обстоятельство, ГлавПУ РККА уже в сентябре 1942 г. издало директиву «О воспитательной работе с красноармейцами и младшими командирами нерусской национальности». В этом документе подчеркивалось, что военные кадры много сделали, чтобы помочь бойцам нерусской национальности стать умелыми защитниками Родины. На страницах газет, издававшихся на национальных языках, воинам широко разъяснялись цели войны и освободительная миссия Красной Армии, велась пропаганда дружбы народов и популяризировались боевые подвиги бойцов и командиров нерусской национальности. Примечательно, что фронтовые газеты выходили не только на русском, но и на других языках народов нашей страны. Иногда на фронте использовалось несколько газет для воинов разных национальностей. Тираж этих газет устанавливался из расчета одна газета на 5 бойцов. Кроме того, на национальных языках издавались газеты в дивизиях и бригадах национальных формирований.

Важным слагаемым духовно-нравственных основ Победы явилось отечественное искусство, его различные виды и жанры. По своей популярности, воздействию на сознание людей первое место занимала, несомненно, литература.

Литература вдохновляла защитников Родины на героические подвиги, способствовала укреплению морального духа среди народа и воинов. Уже в самые тревожные дни, когда фашистские орды рвались к Москве, было написано и опубликовано стихотворение Д. Бедного «Я верю в свой народ», в котором он призывал к морально-политическому единству советских людей в борьбе с врагом:

Пусть приняла война опасный поворот,
Пусть немцы тешатся фашистскою химерой,
Мы отразим врага. Я верю в свой народ
Несокрушимою тысячелетней верой
.

С первых тревожных дней обороны столицы «к штыку приравняли перо» известные московские художники слова: А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, К. Симонов, А. Сурков, М. Светлов, А. Гайдар, М. Шолохов и многие другие. В самые тяжелые дни обороны Москвы деятели литературы и искусства в своих выступлениях, статьях, художественных произведениях отражали патриотическую тему. В них деятели культуры говорили о самом важном – о судьбе Родины, об историческом месте Москвы в ней, о долге каждого воина и гражданина. А.Н. Толстой писал: «Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, но великий народ, находя в себе больше и больше сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, все настоятельнее требует от своей литературы… подняться до уровня моральной высоты героических дел воюющего народа».

Великая Отечественная война убедительно показала огромное значение духовно-нравственных основ в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками. И в первую очередь, таких как долг, честь и достоинство, нравственный идеал и др. Воинский долг представляет собой выражение обязанностей личности по защите Отечества, которые закреплены в нравственных убеждениях и военном праве. Он предполагает обязательное выполнение требований, ведущих к достижению нравственных целей. Это означает, что наиболее высокой нравственной оценки заслуживает тот поступок, в котором долг и доминирующее желание составляют единое целое.

Воинский долг заключается не только в том, чтобы знать и принимать определенные жизненные идеалы, но и в том, чтобы отстаивать их. В годы Великой Отечественной войны воинский долг был связан с идеей справедливой борьбы, со жгучей ненавистью к фашистским захватчикам, которые разрушали материальные и духовные ценности нашей страны, сеяли горе и страдания ее народам. Суть воинского долга того периода удачно передана в строках:

Бей врага. Над твоей головою
Вьется русского знамени шелк.
Каждый недруг, убитый тобою, –
Это Родине отданный долг
.

Воинский долг активизирует деятельность человека, положительно влияет на все процессы его духовного развития. О нравственном достоинстве воинов судят, прежде всего, по их действиям, поступкам и практическому исполнению долга. В военной службе он неразрывно связан с сознанием личной ответственности за безопасность своей Родины, с постоянной боевой готовностью, совершенствованием воинского мастерства.

Воинская честь и достоинство выступают как признание общественным мнением и осознанием самим воином высокой социальной значимости выполнения воинского долга. Добровольное исполнение воинского долга становится необходимым условием утверждения личного достоинства и чести. Осознание чести не позволяет поступиться требованиями воинского долга, стимулирует его выполнение.

В годы Великой Отечественной войны воинская честь находила выражение в справедливой борьбе с фашизмом. Честь и достоинство защитников отечества, наполненные чувством патриотизма, любви к Родине, выступали как естественная потребность в мужественных поступках на поле боя. Эти качества в полной мере проявились в героизме защитников столицы – политрука В. Клочкова, генерала И. Панфилова, летчика В. Талалихина, партизанки 3. Космодемьянской… «И эта потребность сделать почти невозможное, а не только собственная смелость, толкает людей на подвиг» , – писал К. Симонов.

Воинская честь и достоинство неразрывно связаны с традициями Вооруженных Сил, воинского коллектива. Традиции коллектива, части, Вооруженных Сил РФ в целом изменяются, наполняются новым содержанием. Вместе с тем современная Армия России не может успешно развиваться и формировать морально-боевые качества у воинов без бережного отношения к историческому прошлому, особенно мужеству, стойкости и героизму, проявленному старшим поколением в годы Великой Отечественной войны.

Синтезирующая роль в духовных ценностях воина принадлежит нравственному идеалу. Идеал и действительность связаны между собой: идеал отражает действительность, порождается ею, он воодушевляет людей на борьбу за преобразование существующей действительности.

Одна сторона нравственного идеала предполагает стремление человека следовать в поведении положительному образу, в котором воплощены героические подвиги предшествующих поколений. И такие образы – нравственный пример служения Отечеству. Это, например, образы А. Маресьева, Г. Жукова, А. Матросова, Л. Чайкиной, Н. Гастелло, И. Кожедуба. Другая сторона заключается в решении вопроса о цели и смысле жизни, ее предназначении. Нравственный идеал советских воинов в годы войны выражался в том, что смысл их жизни был неотделим от защиты Отечества. Погибая в борьбе за Родину, отстаивая высокие нравственные идеалы, советские воины верили в торжество справедливости и конечную Победу над врагом.

Вот как выразил эту идею воин-патриот:
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов
.

Нравственные ценности воинов наряду с такими понятиями этики, как воинский долг, честь и достоинство, идеал, находят также специфическое проявление в моральном состоянии армии.

Выделение данной категории необходимо, во-первых, для понимания реальных процессов вооруженной борьбы, войны в целом. Во-вторых, анализ морального состояния позволяет оценить духовную связь между обществом, народом и его Вооруженными Силами. В-третьих, знание морального состояния выступает важной предпосылкой наращивания духовных сил народа и армии.

Моральное состояние по специфике проявления отличается устойчивостью. Известно, в каком сложном положении оказались наше государство и его армия в результате нападения фашистской Германии. Однако народ и армия не дрогнули перед трудностями и поражениями первых дней войны, не потеряли веру в конечную победу над врагом.

С этим обстоятельством были вынуждены считаться даже противники. Так, через неделю после начала войны начальник генерального штаба сухопутных войск Германии записал в дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские люди всюду сражаются до последнего человека» . Один из руководителей немецкой военной разведки, генерал Типпельскирх отмечал позже, что «русские держались с неожиданной твердостью и упорством, даже когда их обходили и окружали» .

В общественном сознании нашей страны в тот период концентрировалась максимальная целеустремленность политических установок руководства государства с активной моральной мобилизацией народа и армии на решительную борьбу с немецкими захватчиками.

Совершенно иное положение было в государствах Европы, противостоящих фашистской Германии, которые оказались в моральном отношении не способными к активному противоборству с агрессорами. В своих воспоминаниях французский генерал де Голль писал: «В действительности же потрясенная армия ни во что не верила, а государственная машина крутилась в обстановке полнейшего хаоса» .

Моральное состояние в войне в защиту Отечества детерминировано политическими идеями, выражающими справедливый характер борьбы народа, позволяющими вырабатывать личную мировоззренческую позицию и осуществлять практические действия по защите своего Отечества. Такая война оценивается ими как явление высоконравственное. Она вызывает духовный подъем и побуждает к готовности во имя победы над врагом преодолеть все преграды, пройти через любые бедствия и лишения.

Высокая действенность морального состояния народа и армии в период войны реализуется в массовом героизме. Так, известно, что за годы Великой Отечественной войны подвиг А. Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, был повторен 300 раз, а Н. Гастелло и его экипажа, направившего самолет на вражескую колонну с боевой техникой, свыше 300 раз. Патриотическая ценность таких героических поступков заключается в том, что они не только зовут на подвиг других, но и как бы раскрывают конкретную форму морального поступка, которая может распространяться в массовом масштабе.

Значительное внимание в период войны отечественная художественная литература различного жанра уделяла отражению таких духовно-нравственных качеств советских воинов, как мужество, отвага, смелость. Об этих качествах достаточно емко и образно написал 25 августа 1943 г. замечательный писатель А.Н. Толстой в рассказе «Русская сила». Характеризуя духовный облик русского солдата в боях на Курском выступе, он обобщенно писал: «Наши войска просачиваются, прорываются в тыл врага, окружают, нападают со всех сторон, расчленяют фронт, опережают немца и в скорости передвижения, и в скорости соображения. В основе всего этого прежде всего лежат русский талант, русская отвага и разбуженная русская ярость. Горд и храбр русский человек. Слава ему» .

Нар яду с яркой прозой, раскрывающей высокие моральные качества советского воина, поэзия также отмечала мужество, несгибаемую стойкость и отвагу защитников Отечества. Хорошо известно, что в сражении на Курской дуге немецкое командование, применяя новые для того периода танки «тигр» и «пантера», пыталось сломить сопротивление Красной Армии, нанести ей не только военное поражение, но и духовно надломить сопротивление советских воинов. Однако этого не случилось, а духовная стойкость советского солдата выдержала с честью напор вражеских танков и одержала верх над германскими войсками.

Эта мысль весьма убедительно раскрыта у поэта А. Л. Головкова, участника Великой Отечественной войны.

В сорок третьем, под Понырями,
Враг пытался в смертельном бою
Бронированными кулаками
Выбить русскую душу мою.
Был огнем и железом испытан
И под Курском я, и под Орлом.
Ну а выжил и не был убитым,
И проверен на страх, на излом
}







2024 © blagosc.ru.