Баскетбол. Правила игры в баскетбол. Как и когда учиться играть в баскетбол Как научиться играть баскетбол девушке


Реферат

Правила игры в баскетбол

Ученицы 7 “В” класса

МОУ гимназии № 96

Копцевой Елены


1. Что такое баскетбол?

2. История баскетбола

3. Правила игры

5. Нарушения

7. Основные элементы игры

оборудование правило игра баскетбол


1. Что такое баскетбол?

Баскетбол (англ. basket-корзина, ball-мяч) - спортивная командная игра с мячом. Баскетбол один из самых популярных видов спорта в мире.

Наибольшего развития игра достигла в США, где был организован один из сильнейших баскетбольных чемпионатов - чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), также считается национальным видом спорта в Литве.

2. История баскетбола

Скромный преподаватель колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, по имени Джеймс Нейсмит. Нашел выход, как можно разнообразить уроки физкультуры в колледже. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock».

Вполне прагматично названная «баскетбол» игра, конечно, лишь отдалённо напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились, затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

3. Правила игры

Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными.

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать, другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды. Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча. За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко - бросок со штрафной линии

2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёх очковой линии)

3 очка - бросок из-за трёх очковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в Национальной баскетбольной ассоциации) Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры - пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

4. Оборудование для игры в баскетбол

Игровая площадка

Игровая площадка должная представлять собой прямоугольную плоскую твердую поверхность без каких-либо препятствий.

Для официальных соревнований ФИБА размеры игровой площадки должны быть 28 метров в длину и 15 метров в ширину, измеренные от внутреннего края ограничивающих линий. Для всех других соревнований соответствующие структуры, такие как Зональная комиссия или Национальная Федерация, имеют право утвердить существующие игровые площадки с минимальными размерами 26х14 метров. Все новые площадки должны строиться в соответствии с требованиями, определенными для главных официальных соревнования ФИБА, а именно, 28х15 метров. Высота потолка или расстояние до самого низкого препятствия над игровой площадкой должны быть не менее 7 метров.

Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники света должны находиться там, где они не будут мешать зрению игроков.

Корзина

Корзина (кольцо с сеткой) находится на высоте 3,05 метра от пола. Кольца должны иметь следующую конструкцию: материал – прочная сталь, минимальный внутренний диаметр 45 см и максимальный внутренний диаметр 45,7 см, окрашен в оранжевый цвет.

кольцо должно крепиться к конструкции щита

верхняя плоскость кольца должна располагаться горизонтально на высоте 3,05 м над поверхностью площадки на равном расстоянии от вертикальных краев щита;

ближайшая точка внутренней части кольца должна располагаться на расстоянии 15 см от лицевой поверхности щита;

Сетки должны быть изготовлены следующим образом:

они должны быть из белого шнура, подвешены к кольцу и сконструированы так, чтобы на мгновение задерживать мяч, когда он проходит через корзину. Длина сетки должна быть не менее 40 см и не более 45 см;

сетка должна иметь 12 петель для крепления к кольцу;

верхняя часть сетки должна быть достаточно жесткой, чтобы предотвратить от: (набрасывания сетки на кольцо и возможного ее запутывания; мяча в сетке или выкидывания его сеткой обратно).

Щит

Два щита должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала. Щиты могут быть также изготовлены из другого материала (или материалов), но должны отвечать вышеперечисленным требованиям, и быть окрашены в белый цвет.

Размеры щитов должны быть: 1,80 м (+ 3 см) по горизонтали и 1,05 м (+ 2 см) по вертикали. Нижние края щитов должны быть расположены на высоте 2,90 м от поверхности площадки.

Лицевая поверхность двух щитов: должна быть гладкой, края должны быть размечены линией, позади кольца наносится прямоугольник. Внешние размеры прямоугольника: 59 см по горизонтали и 45 см по вертикали. Верхний край основания прямоугольника должен находиться на уровне верхней плоскости кольца, все линии должны быть нанесены следующим образом: белым цветом, если щит прозрачный, черным цветом во всех остальных случаях.

Мяч

Мяч должен имеет форму сферы, и быть установленного оттенка оранжевого цвета. Мяч должен иметь традиционный рисунок из восьми частей, разделенных выемками (швами).

Наружная поверхность мяча должна быть изготовлена из кожи, резины или синтетического материала.

Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую площадку с высоты около 1,80 м измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, не менее чем около 1,20 м и не более чем около 1,40 м измеренную до верхней поверхности мяча.

Ширина швов и/или выемок на мяче не должна превышать 0,6 см.

Длина окружности мяча должна быть не менее 74 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

5. Нарушения

аут - мяч уходит за пределы игровой площадки;

пробежка -игрок, контролирующий мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами

нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;

три секунды - игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;

пять секунд - игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;

восемь секунд - команда, владеющая мячом из зоны защиты, не вывела его в зону нападения за восемь секунд;

24 секунды - команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу, коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.

плотноопекаемый игрок - игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;

нарушения возвращения мяча в зону защиты - команда, владеющая мячом в зоне нападения, перевела его в зону защиты.

6. Фолы

Фол - это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением.

Виды фолов:

персональный - фол, вследствие персонального контакта.

технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником.

неспортивный - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.

дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения.

Игрок, получивший 5 фолов в матче, должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных) Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча.

Наказание за Фол

Наказание: Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

1) Если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;

Цель игры — забросить в корзину соперников как можно больше мячей и не дать противникам закинуть в собственное кольцо. Победителем считается та сторона, которая набрала большее количество очков.

В игре с мячом участвуют двенадцать человек из команды, а на площадке может находиться не более пяти баскетболистов из каждой. Мяч можно трогать только руками.

Нельзя просто бежать с мячом , бить по нему ногой или кулаком, специально блокировать ногой, бить в игре соперника по рукам, толкать или удерживать руками.

За попадание мяча в корзину команде начисляются очки в зависимости от расстояния, с которого игрок попал в цель:

  • 1 очко - бросок со штрафной линии;
  • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (между штрафным и трехочковой зоной);
  • 3 очка - бросок из-за трехочковой линии (дальше 6,25 метра ).

Игра длится 40 минут , делится на четыре периода по 10 минут (в соревнованиях НБА — 12 минут ). Старт игры с мячом даётся после спорного броска в центральном круге площадки, если нет нарушения при отбитии мяча. Перерыв делается на 15 минут после второго периода, остальные паузы длятся по две минуты , а также в течение поединка тренеры берут тайм-ауты. После перерыва команды обязаны поменяться сторонами площадки.

Справка! Если по окончании игрового времени счёт на табло равный, то судьёй назначается дополнительные пять минут — овертайм . Такие периоды отводят до тех пор, пока не будет известен победитель.

В течение игры баскетболист получает не более 5 фолов. В противном случае спортсмен будет удалён с площадки с запретом принимать участие в матче. Нарушения бывают различных видов:


Каждая ошибка идёт в общекомандный зачёт фолов, за исключением технических фолов (без контакта с игроками), которые получили тренер, игрок на скамейке запасных или официальный представитель. Командные фолы считаются в каждой четверти матча и приводят к различным наказаниям.

Если сборная набирает более 5 фолов в четверти , то соперники имеют право на 2 штрафных броска мяча. Из-за этого правила честной игры должны быть в приоритете у любой команды, спортсмена, тренера и представителя.

Учебно-тренировочные групповые занятия: задачи, структура процесса

Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике. Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:

  1. Ознакомление с приёмом , правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).
  2. Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).
  3. Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).
  4. Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом).

Принципы и последовательность начального обучения для взрослых

Для последовательности выполнения учебных действий в процессе подготовки применяют 5 правил, которые формируют личные убеждения спортсмена, а не простые и формальные знания как таковые.


Этот аспект должен выполняться на всех этапах обучения с мячом, так как он доступен и является подспорьем для усваивания материала.

  1. Принцип доступности и индивидуализации основывается на различиях в уровне знаний и подготовки обучающихся. Интерес пробуждается в том случае, если есть сложность в выполнении задачи, что помогает выработать мотивацию. Индивидуальный подход стимулирует активность и трудолюбие при постановке игровой или теоретической задачи.
  2. Принцип постепенности формируется в последовательности применения методов на занятиях. Повышение требований способствует прогрессу в развитии физического воспитания (силы, скорости), а также постепенно совершенствует индивидуальное мастерство (обводка, ведение).
  3. Принцип систематичности и последовательности помогает усваивать знания взаимосвязано. Теория тактики выполняется в практике на игровой площадке. Последовательность гласит о том, что нельзя переходить на другой уровень без точной уверенности успешного освоения предыдущего. Также игроков подготавливают к изучению более сложного материала.

Вам также будет интересно:

Методы и формы организации уроков

В результативном освоении баскетбола помогают два метода организации занятий , которые направлены на командное усвоение теоретических знаний, а также индивидуальной мотивационной части подготовки.

  1. Игровая форма предусматривает отработку действий в рамках установленных правил игры.

Закрепление полученных навыков в непосредственной игре с мячом позволяет лучше перенести теорию на практику в связи с отсутствием принуждения и наличием постоянно изменяющихся условий (развивает быстрое принятие решений, самостоятельность); коллективное участие формирует навыки командообразования, «чувствования» партнёров. Кроме того, мотивация и активность ввиду любви к игре будут зашкаливать.

  1. Соревновательная форма подразумевает организованную деятельность, направленную на совершенствование. Мотивация быть лучшим способствует работе на пределе физических и психологических сил , соревнование повышает интерес, заставляет бороться со слабыми сторонами, однако, необходимо чувствовать рамки применения этой формы обучения. Перегрузки могут отрицательно сказаться как на нервном состоянии, так и на физических кондициях.

Методика правильной подготовки баскетболистов с нуля

Научиться играть в баскетбол с нуля — долгий и трудоёмкий процесс , требующий последовательной работы в зале и на занятиях. Изучение отдельных элементов игры по определенной методике составляет основу функциональной подготовки спортсмена , однако, как и каждое новое занятие, баскетбол требуется сначала начать изучение.

Как заняться изучением учебной теории?

Для глубокого понимания баскетбола ученику нужно знать историю возникновения и развития этого спорта в России и мире для рассмотрения ошибок, сделанных выводов на их основе, расширения общего кругозора.

Теория подразумевает подготовку, с точки зрения биологических знаний (возрастно-половые отличия и закономерности формирования физических качеств), для индивидуального анализа спортсмена.

Одним из ключевых теоретических навыков является знание правил игры, её особенностей и терминологии, амплуа баскетболистов.

Важно уметь различать соревновательные системы, правила турниров, знать календари и сезонность для подробного просмотра профессиональных матчей и их разбора.

Практика: с чего начать и как всегда попадать в кольцо?

После проработки теоретических знаний на практике отрабатываются приёмы и навыки игры. По принципу наглядности тренер показывает основные элементы ученикам, а они их пробуют повторить. Новичкам сначала ставят в приоритет овладение простейшими приёмами: стойками и передвижениями. Правильное усвоение и закрепление способствует прочной основе дальнейших усложнённых элементов.

Основная стойка игрока

Стойка готовности позволяет держать равновесие и начать перемещение по игровой площадке. Такое положение для баскетболиста подразумевает ноги, расставленные на ширине плеч, одна из которых выставлена чуть вперёд.

Стоящая впереди нога направлена носком вперёд, а стоящая сзади развёрнута в сторону, масса тела равномерно распределена на обе стопы , туловище наклонено, колени незначительно согнуты, голова и взгляд устремлены вперёд для полного контроля происходящего, кисти на уровне туловища, руки согнуты.

Фото 1. Стойка игрока, в которой одна нога выдвинута немного вперед, а вторая развернута слегка в сторону.

В таком положении игрок с мячом чувствует устойчивость и готовность двигаться в любом направлении. При владении мячом баскетболист занимает ту же позу, меняя только расположение кистей рук, когда в них находится мяч.

Наилучшим положением называют стойку с тройной угрозой. Во-первых, легко отдать передачу, во-вторых , совершить бросок, в-третьих — начать ведение на скорости. Такое положение тела характеризуется владение мячом рабочей (сильнейшей) кистью снизу и поддержкой слабой кистью сбоку, ноги сильно согнуты, локти опущены.

В стойке тройной угрозы игрок готов к любому развитию событий на площадке, представляет опасность сопернику ввиду непредсказуемости действий и чувствует себя уверенно с мячом.

Бросок мяча в корзину

Результатом игры служат набранные очки за точные попадания мяча в корзину, поэтому техника броска наиболее важна , с точки зрения исполнения.

Учитывают расстояние до цели, рост атакующего игрока и обороняющегося защитника для расчёта траектории полёта мяча.

Для результативности требуется выбрать точки прицеливания:

  • для отскока от щита ориентируются на квадрат на щите;
  • для «чистого» броска концентрируются на ближайший к атакующему игроку полукруг от кольца.

Важно! Доказано, что броски мяча с отскоком действеннее выполнять, если угол от щита приблизительно равен 15-45 градусам , в ином случае лучше делать «чистые» броски.

При обучении игре в баскетбол нужно знать и уметь несколько видов бросков в зависимости от игровой ситуации. Броски с места от груди (редко используется) или головы целесообразно применять при плотной опеке соперника и со средней дистанции. В этом случае траекторию мяча задают указательные пальцы в момент полного выпрямления конечностей в прыжке.

В динамике же с близкого расстояния эффективнее использовать бросок сверху через плечо или голову. После точной передачи партнёра игрок приближает мяч к туловищу, занимает удобную для себя и затруднительную для противника позицию, подбегает к кольцу и выпрыгивает вверх, кратчайшим путём переводя мяч вдоль туловища наверх. Высота и угол прыжка от корзины индивидуален.

Фото 2. Баскетболист высоко подпрыгивает и забрасывает мяч в корзину, поднимая руки над головой.

При отсутствии передачи мяча игрок может тактически переиграть соперников при обводке и забросить мяч после вышагивания. Разновидностью является заброс после ведения , когда дриблинг начинается не в непосредственной близости около щита, а на дальнем расстоянии.

В такой ситуации нужно уметь быстро переходить от ведения к броску мяча , хорошо обводить соперников, мгновенно и правильно принимать решения.

Бросок мяча в прыжке считается этапом завершающих действий при атаке и делится на 3 вида:

  1. Бросок «на один счёт» , когда непосредственный бросок совершается до достижения наивысшей точки прыжка.
  2. Бросок «на два счёта» , когда он выполняется в момент самой высокой точки прыжка.
  3. Бросок «на три счёта» , когда игрок забрасывает мяч после достижения наивысшей точки, так называемое зависание. Такой приём сложен, применяется в ситуации атаки высокого защитника противоборствующей команды.

Ведение

Управление мячом — важный технический приём при атаке , который позволяет менять скорости, обводить соперников, выходить из-под прессинга, брать внимание противников на себя, чтобы партнёр оказался в удобной позиции. Действеннее принять стойку «тройной угрозы» и выбрать технику ведения мяча.

Фото 3. Элемент ведения мяча, если выполнять его правильно, можно менять скорость и обводить соперников.

При неплотной опеке соперников можно вести мяч с высоким отскоком от пола, когда он находится на уровне пояса. В таком положении сложно укрывать мяч от противника, поэтому приём используется для перехода в атаку или затягивания времени на удержание счёта.

В обратной ситуации при плотной опеке рекомендуется низкое ведение мяча, так как противнику будет сложнее выбить его себе. Из такого положения удобно укрывать мяч, защищаться корпусом и руками.

Важно! Чем ниже отскок мяча от пола, тем ниже вероятность его потери.

Кроме того, ведение мяча выполняют со зрительным контролем и без него. Уверенный в себе игрок может не смотреть на мяч, а следить за ситуацией на площадке, так как дриблинг и ведение отточены до автоматизма.

Прием передача

Техника передачи мяча используется для грамотной командной работы, когда игрок совершает пас на партнёра в удобном для него положении, с точки зрения как принятия мяча, так и дальнейших тактических действий. Передача мяча делится на три типа в зависимости от траектории:

  • Прямая — быстрая, сложная для соперника передача мяча кратчайшим путём.
  • Навесная — осуществляется через защитника соперника на среднем расстоянии.
  • С отскоком — выполняется «понизу», когда пространство наверху перекрыто, считается медленным способом и действенна на близкие расстояния.

Фото 4. Прием передачи мяча игроку из своей команды по прямой траектории.

Передача бывает в движении и с места от груди, плеча, головы, сбоку, снизу, сверху и даже из-за спины. При этом в движении важно помнить, что без ведения игрок может совершить не более двух шагов с мячом. Динамическая передача позволяет не снижать скорость, быстро доставить мяч к корзине соперников.

Элемент подбор

После неудачных действий игроки совершают подбор для повторной атаки, а защитники пытаются этого не допустить и забрать мяч себе. Команда делает все, чтобы не пустить соперника к щиту или забирает мяч в максимально высокой точке после удара.

Физические данные спортсменов играют ключевую роль: чем выше баскетболист, тем выше вероятность подбора. Для зачёта нужно не только забрать мяч, а совершить результативное действие: отдать пас или повторно атаковать кольцо.

Важно! Эффективность подборов идёт на втором месте по значимости после результативных бросков.

Баскетболистам с мячом ставится задача найти ближайшего соперника и отслонить его от мяча для выигрыша подбора. Обороняться в этом случае нужно не только защитникам, но и всей команде, так как подборы чрезвычайно влияют на игру. В мировой баскетболистам практике советуют думать, что каждый бросок мяча неудачный и наперёд рассчитывать на подбор.

Перемещение без мяча

Крайне важно уметь перемещаться по площадке без мяча в атаке и защите. Для партнёров с мячом нужно быть открытым для передачи в атаку или оттягивания защиты.

Необходимо работать в связке с игроком, владеющим мячом, для подстраховки или выполнения заготовленных комбинаций.

В любой момент может потребоваться рывок к кольцу, перехват или защита. Поэтому спортсмен без мяча должен быть готов к любому развитию игровых событий. Баскетболист без мяча может двигаться в трёх направлениях:

  • к игроку с мячом;
  • к игроку без мяча;
  • на свободное место для передачи.

Важно помнить, что спортсмен без мяча также сильно влияет на общий результат , как и игрок с мячом. У того, кто не владеет мячом, больше задач на площадке: быть удобным для передачи, обманывать финтами соперника для успеха атаки, работать наперехват.

Двигательные действия

Во время обучения баскетболу используют и дополнительные специфические средства, такие как физические упражнения и двигательные действия для более эффективного владения техникой и тактикой.

Широкий спектр нагрузки включает в себя элементы других видов спорта : лёгкая атлетика, гимнастика, волейбол.

Задача такого смешивания заключается в совершенствовании физических, скоростно-силовых и морально-волевых качеств: координация, гибкость, выносливость, скорость, сила. Упражнения на тактику развивают быстроту и качество принятия решений, способствуют росту командного духа. Практические тренировки на отработку в игровой или соревновательной форме являются неотъемлемой частью занятий.

Выбор секции

Если решение заняться игре в баскетбол принято, то первым делом выбирают правильную и подходящую тренировочную секцию. Руководствоваться можно разными критериями : месторасположением, размером и оборудованием зала, репутацией, однако, главной частью выбора должен стать тренер.

Именно он будет проводником в мир игры, объяснять и показывать тактические приёмы, ставить командную работу и работать над физическими кондициями. Тренер должен правильно доносить информацию , быть в меру жёстким, а главное, точно разбираться в теме, иметь рекомендации, игровой и педагогический опыт.

Перед тем как записаться в групповые учебно-тренировочные занятия, всегда посматривают несколько вариантов тренеров, но лучше поприсутствовать на непосредственном уроке для понимания соответствия личных особенностей и узнать, какие у него обучающие навыки инструктора.

Программа развития скоростно-силовых качеств

Физические кондиции баскетболиста основываются на двух важных элементах: сила и скорость. Их совершенствование позволяет качественно развивать изощрённые и сложные навыки.

Силовая программа по спорту включает упражнения на брюшные мышцы для поддержания позвоночного столба из-за искривлений ввиду высокого роста игроков.

Далее, переходят к тренировкам с большим весом. Для этой цели используют специальный медицинбол (толкание ногами, выбрасывания, пасы), гири (приседания, быстрая передача), а также отжимания, элементы борьбы и самбо.

Программа на скорость обязана быть интенсивной , так как игрокам высокого роста сложнее даётся эта сторона тренировок. Быстрота ног совершенствуется с помощью быстрых шагов с отягощением и без, высокие старты, прыжки, короткие рывки с игровыми элементами, подъем и спуск по лестнице на скорость, стремительное ведение мяча.

Проворство рук тренируется отбиванием теннисного мяча, ведением двух баскетбольных мячей, жонглированием. Целесообразно сочетать упражнения на скоростно-силовые качества в условиях, близких к игре, поскольку она требует молниеносности мышления и движений.

Плюсы индивидуальных тренировок

Каждый игрок уникален, поэтому индивидуальные тренировки помогают направить усилия непосредственно на конкретные особенности баскетболиста.

На определённых занятиях оттачивают слабые стороны , долго и детально проясняют отдельные аспекты теории или тактики.

Тренер неотрывно наблюдает только за одним игроком и более подробно советует упражнения на совершенствование. Каждый усваивает программу в своей скорости , поэтому лучше индивидуально проработать материал, проверить его на практике, особенно на начальном этапе до командных тренировок.

Какие есть особенности занятий в домашних условиях?

В домашних условиях тренируются технике владения мячом, делают силовые упражнения, повторяют теорию и разбирают пройденное в играх. Конечно, применять командные тактические действия будет сложно, но работать над слабыми сторонами возможно. за 1 день попадать в кольцо не получится. Только приложив усилия, умноженные на старания и потраченное время, можно добиться результата.

С уверенностью можно сказать, что среди спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Корифей советского баскетбола Александр Гомельский неоднократно утверждал, что баскетбол является игрой ХХI века. И согласиться с таким утверждением никак нельзя. Ведь придуманная игра на исходе ХIХ века преподавателем физической культуры в американском колледже Спрингфилд в действительности по своему накалу борьбы, ритму, эмоциональности, скорости как нельзя лучше отвечает нынешнему времени.

Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует физическому развитию. И не удивительно, что число почитателей этой интересной игры постоянно растет независимо от возраста и рода занятий. Вряд ли можно посчитать число любителей и почитателей баскетбола. Давайте рассмотрим, когда и как, ну конечно кому можно начинать играть в баскетбол.

Возраст игрока

Существует много различных мнений, когда ребенку лучше всего надо начинать заниматься баскетболом. Большинство специалистов считают, что лучше всего начинать занятия надо в возрасте 8-10 лет. В таком возрасте, как показывает практика, лучше всего закладываются основы техники игры в баскетбол, создается основа, на которой будет построена вся будущая работа по воспитанию хорошего игрока в баскетбол.

Впрочем, занятия можно начинать и в более раннем возрасте, начиная с первого класса. Это ни коим образом не значит, что придя в спортивную секцию ребенок сразу станет постигать основы и тонкости игры в баскетбол. Начиная занятия в спортивной секции, дети на первых порах занимаются различными подвижными играми, эстафетами и соревнованиями. Такие тренировки проводятся в непринужденной игровой обстановке под постоянным надзором тренеров. Тренера самым тщательным образом приглядываются к маленьким спортсменам, чтобы изучить их физиологические особенности, координацию движений, состояние психики и способности мышления. Анализируя их способности, тренер сможет определить за счет каких физических и технических качеств из данного ребенка можно будет в будущем вырастить выдающегося спортсмена.

Но если вдруг ваш ребенок, в возрасте 14-16 лет, неожиданно подрос за два метра, то его надо приводить в баскетбольную секцию. Такого «позднего» игрока тренера обычно обучают по сокращенной программе, обучая его только самым необходимым техническим приемам. Такое обучение в конечном отражается на технике игры, умении обращаться с мячом. Обычно у таких игроков отсутствует необходимая непринужденность и легкость.

Не проходите мимо

Каждый игрок по-своему приходит в баскетбол. Одних приводят родители по своей инициативе, некоторые дети обращаются к родителям, что они записали их в баскетбольную секцию. Но в большинстве случаев тренера набирают детей в обычных школах, а иногда просто на улице или дворах, последнее очень часто дает самые лучшие результаты.

Можно привести любопытный факт. Когда ребенку еще не исполнилось десять лет, то тренера буквально умоляют родителей, чтобы их ребенок занялся баскетболом. А от после достижения ребенком 12 лет те же родители уже уговаривают тренеров, чтобы их ребенка приняли в баскетбольную секцию.

Очень часто беседуя с тренером по телефону, родители высказывают свои сомнения о пользе занятия их ребенком баскетболом. В таких случаях необходимо таких родителей пригласить на тренировку по баскетболу. Обычно после такого визита, ознакомившись с условиями занятий, у родителей пропадают какие-либо сомнения. Одно обстоятельство волнует тренеров, если мальчишек приводят в достаточном количестве, то с девочками большие проблемы, их явно недостает.

Проводя отбор в баскетбольную секцию, тренер обращает в первую очередь на следующие показатели – в первую очередь это рост самого ребенка, длину рук, размер ноги, подвижность ребенка, а также на антропометрические данные родителей. Ну и конечно учитывается желание самого ребенка. Если ребенок идет на тренировку без большой охоты, если он ищет поводы, чтобы не идти на тренировку, то вряд ли стоит продолжать тренировки.

Очень часто родители опасаются, что если их ребенок среднего или небольшого роста, то в баскетболе ему делать нечего. Это довольно ошибочное мнение. Конечно большой рост для баскетбола это хороший показатель, ведь высокий рост дает преимущество при атаке кольца, намного проще овладеть мячом при подборе под кольцом. Но высокорослые игроки значительно уступают в скорости и выносливости игрокам небольшого роста, а также в умении производить дальние броски.

Формула игры

В любом деле первостепенное значение имеет трудолюбие. Без труда невозможно достичь значительных результатов. Если ваш ребенок начал заниматься в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, то вам следует помнить, что здесь в первую очередь требуют результат. А для достижения необходимого результата придется рано вставать, делать зарядку, регулярно ходить на тренировки, выполнять указания тренеров. Со стороны тренеров надо сделать все, чтобы как можно больше заинтересовать ребенка втянуть его в тренировочный процесс, влюбить его в баскетбол. Ведь игре нельзя научить – можно только научиться и перед тем как выйти на игровую площадку и заиграть, необходимо затратить большое количество времени и сил.

Часто задают вопрос, – в каком возрасте можно узнать, добьется ли ваш ребенок значительных успехов в баскетболе?

Однозначного ответа нет, и точных прогнозов вам никто не даст. В своей практике тренера ориентируются на различные тесты, которые дают возможность составить полную картину о физиологических данных ребенка.

Необходимо также постоянное визуальное наблюдение, особенно во время тренировок. Ребенок должен обладать азартом во время игры, он должен постоянно рваться в бой, атаку, уметь постоять за себя. Нельзя отбрасывать также то, что физические данные – рост и комплекция играют немаловажное значение. Хотя иногда бывает так, что вроде бы ребенок обладает хорошими физическими данными, отличная техника, обладает способностями к игре, но как только начинается игра – все это как-то сразу пропадает, ибо нет в нем бойцовского характера, игрового стержня. Куда все это подевалось, где талант игрока?

Если посмотреть на игру в баскетбол, то можно сделать вывод – это довольно простая и в тоже время очень сложная игра. Американцы часто любят говорить – «Играть в баскетбол легко, а хорошо играть – очень трудно».

В состав каждой команды входят 5 основных и 5-7 (на крупных турнирах) постоянных запасных игроков, которые могут вступать в игру только после остановки игры и свистка судьи.

Если команда, владеющая мячом, имеет право на замену при каждой остановке игры, то команда, не владеющая мячом, имеет право на замену только в случае отскока мяча и тайм-аута или когда команда, владеющая мячом, делает замену.

Время игры.

Во всех классах баскетбольные матчи длятся 2 тайма по 20 мин чистого времени.

Перерыв между таймами составляет 10 мин. Если по истечении времени матча команды набрали одинаковое количество очков, то дается дополнительное время (5 мин) для выявления победителя.

Тайм-аут.

Каждая команда имеет право на 2 тайм-аута в каждом тайме и на 1 тайм-аут в дополнительное время. Тренеры обычно используют тайм-аут для того, чтобы дать игрокам тактические наставления и сделать замену.

Начало игры.

Игра начинается с того, что в центре площадки судья бросает мяч вверх между 2 игроками, каждый из которых пытается отбить мяч своей команде. Остальные игроки команды находятся вне центрального круга или в передней зоне.

Правила перемещения.

Согласно этому правилу игрок, получивший мяч, имеет право сделать только 2 шага (точнее, 2 контакта с полом). Касание пола в момент приема мяча (также ловля мяча на месте) засчитывается за 1-й контакт. Прыжок с места с мячом в руке является нарушением правила перемещения. Особенно часто это правило нарушается во время пробежек, в начале и в конце дриблинга.

Дриблинг.

В определенный момент спортсмен может применять дриблинг только 1 раз. Как только спортсмен дотронется до мяча двумя руками или возьмет его одной или другой рукой - дриблинг заканчивается. Если спортсмен вновь продолжает ведение мяча, то это считается нарушением правил (дубль-дриблинг). Мяч передается команде соперника, которая вводит его в игру из-за боковой линии.

Остановочный мяч.

Остановочным мячом называется такая игровая ситуация, при которой с мячом соприкасаются по 1 или по 2 игрока каждой команды и мяч выводится из игры. В этом случае игра продолжается спорным вбрасыванием.

Мяч вне игры.

Если мяч или игрок с мячом касается ограничительных линий площадки или пола, предмета или человека вне площадки, то судья дает команду «вне игры».

В том случае, если положение вне игры определить сложно, т. е. если оба боковых судьи придерживаются различных мнений или если судьи не смогли определить, по вине которой из команд было вызвано положение вне игры, игра продолжается спорным вбрасыванием.

Вбрасывание.

После остановки игры в случае «вне игры» или технических ошибок (нарушение правила перемещения, дубль-дриблинг, нарушение правила 3 сек и т. д.) мяч вводится в игру путем вбрасывания из-за боковой линии. В случае успешного броска в корзину происходит вбрасывание из-за лицевой линии.

Оценки.

Бросок мяча в корзину засчитывается в том случае, если мяч падает через кольцо и сетку сверху вниз. За каждый успешный бросок, осуществленный в процессе игры, команда получает 2 очка, за каждый удачный штрафной бросок - 1 очко.

Правило фола.

Одним из важнейших правил баскетбола является правило фола (в переводе с английского - «ошибка»). Различаются персональные в технические фолы.

К персональным фолам относится любое преднамеренное касание соперника (задержка, толчки, удары, блокировка руками и ногами и т. д.). В подобных случаях мяч передается противнику для вбрасывания. После 11-го фола за полупериод фол во время неудачного броска соперника карается 2 штрафными бросками.

Кроме того, все персональные замечания заносятся в личную карточку спортсмена. Если одновременно 2 игрока команды получают замечание, то соперник получает право на 2 штрафных броска. В большинстве случаев штрафной бросок выполняет тот игрок, по отношению к которому были нарушены правила.

Обоюдное замечание игроки получают в случае одновременного нарушения правил по отношению друг к другу. В этом случае происходит спорное вбрасывание. Каждый игрок, получивший 5 персональных или технических замечаний, должен покинуть площадку. В случае грубых и преднамеренных нарушений правил спортсмен может быть дисквалифицирован. Но в том и в другом случае команда имеет право на замену.

Начиная с 1976 г. особо строго штрафуются фолы нападающих при броске по корзине. Если из-за фола мяч не попадает в корзину, нападающий получает право на 2 штрафных броска. Если при выполнении 1-го или 2-го штрафного броска мяч не попадает в корзину, нападающий получает право еще на 1 штрафной бросок (всего 3).

Если, несмотря на фол, игрок забрасывает мяч в корзину, то этот бросок засчитывается и игрок получает дополнительно еще 1 штрафной бросок.

Технический фол назначается в случае неспортивного поведения игрока и наказывается 2 штрафными бросками, которые выполняет любой игрок команды соперника.

Правила времени.

Некоторые из правил времени крайне важны. Через 30 сек после вбрасывания атака должна быть завершена броском в корзину соперника (правило 30 сек). Правило 3 сек гласит, что нападающий не может находиться в области штрафного броска соперника более 3 сек. Для вбрасывания и для осуществления свободного броска игроку отводится 5 сек. При нарушении правил времени мяч отдается сопернику для вбрасывания.

Правило 10 сек подразумевает, что атакующая команда обязана после вбрасывания, проведенного на ее половине площадки, не дольше чем через 10 сек довести мяч до половины соперника, и после этого атакующая команда не может возвратить мяч на свою половину.


Людям, желающим научиться играть в баскетбол, стоит учесть множество особенностей, касающихся правил и ситуаций, возникающих в процессе игры.

В зависимости от того, на каком уровне будет производится игра, определяется и степень подготовки. Основные нюансы касаются именно техники ведения мяча. Чтобы научиться играть, нужно выучить элементарные правила.

Важно! В первое время при обучении стоит использовать специальную защитную экипировку: наколенники, налокотники, даже шлем.

Кратко изучив основные правила, и делая первые успехи на поле, можно будет переходить к шлифованию техники. Сперва изучаются приёмы, касающиеся ведения мяча и контакта с игроком из другой команды. В самом начале стоит выделить для обучения пять основных составляющих. Если освоить эти пункты, то этого достаточно для игры новичка.

Правила игры в баскетбол для начинающих:

Ситуации Основные правила и особенности
Бросок мяча и попадание в корзину Навык попадания мячом в корзину нужно оттачивать с разных позиций поля. Нужно уметь попадать в корзину с разного расстояния.

Очко засчитывается при прямом попадании и отскоке от щита. Важно уметь забрасывать мяч в корзину с места и в движении.

Существуют ситуации, когда придётся делать штрафной бросок, а это требует меткости и определённых навыков.

Ведение мяча по площадке Следует запомнить, что перемещаться с мячом по площадке нужно ограничено: всего можно делать два шага с двумя ударами об пол.

Спортивный инвентарь нельзя вести двумя руками. Запрещается пробежка. Это основное нарушение.

Важно, чтобы отскок спортивного инвентаря от пола не превышал рост игрока и лучше, если эта высота будет соответствовать положению руки.

Следует стремиться к тому, чтобы вести мяч, не обращая на него прямого внимание – слежение осуществляется боковым зрением.

Стоит учесть, что существует «правило 30 секунд».

В течение этого времени, игрок команды, который владеет мячом, должен обязательно совершить бросок по корзине.

Передача и приём мяча Основной принцип игры в баскетбол заключается в том, чтобы ловко и быстро передать мяч игроку, находящемуся ближе к кольцу противника.

При этом сам игрок, должен в течение короткого времени поменять дислокацию так, чтобы открыться для паса.

Все перемещения должны производится быстро и качественно. Спортивный инвентарь ведут не ладонью, а кончиками пальцев.

Подбор мяча после отскока В процессе игры часто мяч не попадает в корзину сразу, поэтому инвентарь отскакивает.

В этот момент следует быстро подобрать мяч и продолжить игру.

Это важно учитывать, так как в случае нерезультативного броска игра не останавливается, а продолжается.

Умение подбора составляет характеристику игроку и команде.

Время без мяча В руках каждого игрока мяч находится всего несколько секунд.

В остальное время каждый участник команды должен осуществлять атаку на соперника, открываться для получения паса, перемещаться по площадке и занимать наиболее выгодную позицию.

Не стоит расслабляться, если мяч находится у другого игрока, так как передача может быть молниеносной.

Правила для успешной игры команды

Площадка для двух команд в процессе игры в баскетбол становится полем битвы. Чтобы одержать победу, нужно спланировать правильную стратегию. Общие рекомендации относительно правильного ведения игры.

Кроме соблюдения поставленной стратегии и соблюдения правил, нужно следить и за игрой противоположной команды. Они могут нарушать правила, а судья не всегда это может увидеть. За это будут насчитываться очки, что отдалит от победы другую команду. Начесная игра может стать причиной поражения.

Например, в баскетболе нельзя, чтобы спортивный инвентарь касался ног, если это специально. В случае нечаянного касания, это не считается нарушением.

Современные советы лучших тренеров заключаются в следующих аспектах:

  • Правильно организовать взаимодействие игроков в команде . Все должны знать свои основные функции и месторасположения в процессе игры, а также качественно их выполнять.

    Важна и психологическая подготовка: никто не должен бояться мяча, нормальный дружеский микроклимат между участниками, нормальное восприятие аудитории.

  • В команде должен быть определён конкретный лидер, который будет руководить процессом . Если таковых будет несколько, то слаженности в команде точно не будет, а значит действия будут нескоординированные.
  • Нужно точно знать правила начисления очков за попадание в корзину : точное попадание со штрафной линии принесёт команде одно очко. Попадание с близкого или дальнего расстояния принесёт всего 2 очка.

    Самое большое количество очков – 3. Их можно получить, если попасть в корзину с расстояния практически 6,5 метров, то есть с трёх очковой линии.

  • В разгар игры могут происходить фолы и выходы мяча за размеченную часть площадки . В этом случае определяется игрок команды, который выводит спортивный инвентарь обратно в игру.

    Представителя определяет судья. Кстати, с решениями судьи лучше не спорить. Это может привести к дисквалификации или передаче мяча соперникам.

  • Всем членам команды стоит выучить основные термины и определения , которые используются для обозначения тех или иных ситуаций. Правильный и ответственный подход к изучению игры – это уже половина успеха.
  • Во время тренировок и обучения стоит тренироваться не только в одной позиции . Важно пробовать играть на разных позициях. Чем разнообразней будут проходить тренировки, тем качественней и точнее будут производиться действия во время игры.

В соответствии с этими рекомендациями обычно тренируют детей, которые приходят к тренеру, чтобы начать «карьеру» профессионального игрока. Если усвоить основные нюансы и правила, то играть сможет каждый желающий, даже взрослый человек.

Полезное видео

    Похожие записи






2024 © blagosc.ru.