Как слепить из пластилина рыбу поэтапно. Рыбка из пластилина. Вариации темы: индивидуальные и коллективные композиции


________________

Л.В. Назарова

Директор МУДОД

ЦДТ «Светлячок»

Г. Ртищево

Саратовской области.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – «Центр детского творчества «Светлячок»

г. Ртищево Саратовской области.

Конспект открытого занятия по разделу «Учимся лепить»

в предшкольной группе «Капельки»

Тема : «Аквариумные рыбки»

Место проведения : Кабинет «Капельки

Разработала и провела:

педагог ДО

М.А. Сидорова

2012 г.

Цели и задачи:

  1. совершенствовать умение работать с пластилином в технике рельефная лепка;
  2. продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
  3. учить прикреплять пластилин на картон;
  4. закреплять умения и навыки в изображении пластилином рыбки;
  5. добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов;
  6. воспитывать в детях эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.

Оборудование:

  1. схема из пластилина (на доске);
  2. картинки аквариумных рыб (детское пособие);
  3. рыбка (в «аквариуме»);
  4. схема выполнения работы (на парте);
  5. «аквариум»(на доске)
  6. пластилин, клеенка, дощечка, салфетка, стека (на парте).

Подготовительная работа:

Беседа о водных и аквариумных обитателях.

План занятия.

  1. Орг. момент. (1мин)
  2. Изучение нового материала. (5мин)
  3. Разминка для пальцев рук. (6мин).
  4. Практическая часть. (10мин)
  5. Физкультминутка
  6. Творческая работа (5мин)
  7. Игра «Рыболов»
  8. Итог. (3мин)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет, проходят к своим рабочим местам. Дети садятся за парты. На партах – клеенки, дощечки, пластилин(желтый, оранжевый, белый, черный, красный), стеки, салфетки.

Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся им.

Тему занятия вы узнаете, если отгадаете загадку. Внимательно послушайте ее.

Посмотрите дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы,
Все умелые пловцы.

– Кто догадался, что это? (аквариум) . Правильно.

2. Вводная часть

Педагог:

Посмотрите, какой аквариум я вам сегодня принесла.

(показываю заготовку аквариума)

Что находится в аквариуме?

(песок, камешки, ракушки, водоросли, рыбка)

Для чего они нужны?(чтобы рыбки чувствовали себя как на воле).

Рыбка грустит, а как вы думайте почему?

(ответы детей)

1.Ребята она может грустить от того что она может кушать?

2.А как вы думайте может ли она грустить от того что вода в аквариуме грязная? А сейчас я вас научу как можно очистить воду, если она грязная.

Опыт

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Посмотрите в этой баночке вода грязная. Мы ее очистим с помощью фильтра который можно сделать самим. Он состоит из марли ваты. В воронку я кладу вату и марлю. И выливаю воду. Посмотрите что произошло? Вода стала чистой? А грязь осталась на марле и вате.

3. Она грустит от того что у нее нет друзей.

Из чего можно сделать рыбке друзей? (слепить, вырезать из цветной бумаги, нарисовать).

Я сегодня предлагаю вылепить рыбок из пластилина в технике рельефная лепка.

Кто знает, какие рыбы живут в аквариуме? (дети называют)

Посмотрите, каких рыб я сегодня принесла.

(показываю иллюстрации аквариумных рыб, называю их)

Скалярия, гуппи, гурами, меченосец, золотая, сомик, барбус.

Перед началом работы мы немного разогреем наши руки.

3. Разминка. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)

То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

4. Практическая часть

а) Объяснение правил техники безопасности:

На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой? (стек)

Верно. Давайте вспомним правила безопасной работы при лепке пластилина:

  1. нельзя играть со стеком, он должен лежать на краю стола;
  2. использовать стек только по необходимости;
  3. нельзя класть пластилин на стол, только на клеенку или дощечку;
  4. нельзя бросать пластилин на пол;
  5. нельзя брать пластилин в рот;

Б) У вас на столах схемы лепки рыбки.

Разбор схем в индивидуальном порядке.

Ребята, обратите внимание на схемы на ваших столах. Изготовление рыбки состоит из 3 частей: голова, туловище, хвост, плавники и глаз.

Итак, мы с вами познакомились со схемой лепки рыбки.

в) Самостоятельная работа детей начинаем с первой части (с головы).

5.Динамическая пауза (через 10 – 15 минут после начала работы).

РЕЧКА

К речке быстрой мы спустились, (ходьба на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно: (круговые движения руками)

Вместе раз, это – брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один-

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой (прыжки на месте)

И отправились домой. (ходьба на месте)

6. Творческая работа

а) Индивидуальная работа с детьми во время самостоятельной деятельности.

б) Оформление изделия (дети готовые изделия с помощью педагога помещаются в «аквариум»).

7. Игра «Рыболов»

Игра проводиться с теми ребятами, кто закончил свою работу.

Педагог: Ребята, которые все сделали, рыбка предлагает вам поиграть в игру. Наверно каждый из вас хотел бы поймать золотую рыбку? (да). И сегодня ваша мечта сбудется? Мне нужно два участника. Вам необходимо быстрее всех поймать золотую рыбку, сматывая клубочек, рыбка будет приближаться, когда она будет в руках, тогда ты настоящий рыболов. За это рыбка исполнит три твоих желания.

8. Анализ работы. Подведение итогов занятия

Педагог отмечает «+» и «–» работ детей, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении рыбки. Организуется выставка работ («Аквариум»). Ребята прикрепляют свои работы на «аквариум».

Какой замечательный аквариум у нас получился.

Что мы сегодня с вами научились делать? (очищать воду, лепить рыб)

В какой технике?(рельефная лепка)

Что нам понадобилось, чтобы сделать таких красивых рыбок?

Посмотрите внимательно на свои работы, правильно ли вы все сделали?

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Кто-нибудь запомнил названия аквариумных рыб? (ответы детей).

Рыбка очень довольна. Она вас благодарит за то что вы добрые отзывчивые, что вы очень старались и слепили много красивых друзей.

Замечательные работы. Ваши рыбки как настоящие. Все молодцы, занятие окончено. Постройтесь парами.


Трудно переоценить значение лепки в развитии мелкой моторики детей. Это наилучший инструмент для развития пальцев рук, что в свою очередь способствует становлению речи ребенка. Что касается занятий лепкой в средней группе, то по сравнению с более ранним возрастом они уже начинают носить более познавательный характер, тесно связаны с изучением окружающего мира и другими видами художественной деятельности (рисование, аппликация). Кроме того, у детей развивается эстетическое восприятие образа, чувство пропорции и симметрии.

Особенности организации занятия лепкой в средней группе ДОУ

Актуальные разновидности лепки

Детям 4–5 лет легче дается работа с пластилином, их окрепшие мышцы позволяют без труда отрывать и разминать материал. Хотя и остаются сложности с лепкой мелких деталей, соединением частей предмета между собой (без сплющивания), но поделки уже вполне похожи на реальные предметы, обладают определенными пропорциями. С каждым занятием умения дошкольников совершенствуются.

Создание рыбки относится к предметной лепке. Дошкольники вообще любят лепить животных и людей - объекты, с которыми они впоследствии могут поиграть (а не только любоваться). Хотя, надо отметить, изображение предметов растительной формы дается им проще.

Поскольку у воспитанников средней группы еще нет четкого представления о строении тела живого существа, то задача воспитателя - научить детей отображать ключевые особенности объекта и его яркие признаки, например, у рыбы это вытянутое тело, заостренная голова, фигурный хвостик и плавники.

Кроме традиционной лепки с ее объемными формами, в средней группе уже можно познакомить детей с барельефом - лепкой на плоскости. Особенно это актуально, если воспитатель организует коллективную работу «Аквариум» (роль аквариума может выполнять крышка от картонной коробки). В этом случае рельефные фигуры рыбок буду прикрепляться к поверхности, выступая наполовину или больше (напомним, что барельеф имеет разновидности - собственно барельеф и горельеф).

Кроме того, детей 4–5 лет можно уже знакомить с контррельефной лепкой, когда рисунок прорезывается в пластилине, изредка включая ее элементы в традиционное занятие.

Способы лепки

При лепке такого объекта живой природы, как рыбка, дошкольники средней группы могут пользоваться различными способами лепки. Конечно же, малышам проще всего дается конструктивный метод, когда предмет формируется из отдельных частей (голова, туловище, хвост, плавники, глазки, рот). Ребенок мысленно продумывает образ, определяет, из каких деталей он состоит, и приступает к работе. Как правило, начинается процесс с создания самой крупной части (туловище). Нужно отметить, что при конструктивном способе лепки воспитанники средней группы не очень хорошо передают пропорции и возникают сложности с соединением элементов друг с другом. К концу года же эти умения совершенствуются: увеличивается число деталей, более тщательной становится их проработка, соединение.

Более сложен для детей данной возрастной группы скульптурный способ (он еще носит название пластический). Это лепка предмета из цельного куска пластилина. Здесь уже требуются более точные движения, хороший глазомер и отчетливое представление о желаемой форме. Если ребятам предстоит лепить рыбку таким способом, то хорошо бы вначале нарисовать ее - это позволит уточнить форму, пропорции, особенности перехода от одной части тела к другой.

Кусочку пластилина изначально придается определенная форма. Если это рыба, то необходимо сделать овал. Наметив ключевую форму животного, необходимо сформировать его части приемом оттягивания и сплющивания (голова, хвост, плавники). После того, как вылеплены основные формы, можно переходить к проработке более метких деталей.

Хорошо показать дошкольникам двух рыбок, вылепленных конструктивным и пластическим способом, и показать их отличия. Педагог должен продемонстрировать приемы лепки на глазах у детей, постоянно комментируя свои действия.

Нужно отметить, что на занятиях в средней группе редко используется один из указанных способов лепки в чистом виде. Гораздо чаще имеют место дополнения одного метода другим - так называемый комбинированный способ. Как правило, наиболее крупные детали создаются скульптурным методом, а мелкие лепятся отдельно и присоединяются к основной форме. При нормальном развитии дети к подготовительной группе сами приходят к этому способу как самому доступному и универсальному.

Приёмы

Как известно, существует множество приемов лепки. Однако в средней группе при создании образа рыбки будут актуальны следующие:

Скатывание – прием, за счет которого создаются предметы шарообразной формы. Руки ребенка при этом совершают круговое последовательное движение по часовой стрелке, причем левая рука - в несколько замедленном темпе.

Затем форма шара преобразовывается в овал: для этого нужно ее слегка вытянуть с двух сторон.

Поскольку тело рыбки немного уплощено, овал немного сплющивается . Этот прием осуществляется путем небольшого сдавливания овала руками с двух сторон. Усилия при этом должны быть минимальными, иначе в результате мы получим лепешку.

Чтобы оформить у рыбки ротик, используем прием прищипывания – небольшая часть пластилина сдавливается тремя пальцами руки.

С помощью оттягивания и сплющивания у рыбки получается красивый хвостик. Чтобы он смотрелся особенно эффектно, нужно немного разрезать его пополам стекой. Таким же приемом мы формируем плавники.

Если же дети лепят рыбку конструктивным способом, то при присоединении частей друг к другу они используют прием примазывания , при котором два куска пластилина движутся навстречу друг другу с прижатием и выравниванием мест скрепления.

Самостоятельность детей 4–5 лет при выборе цвета пластилина, пользовании стекой

Воспитанники средней группы уже могут проявлять на занятиях по лепке определенную самостоятельность. Так, согласно замыслу занятия они выбирают цвет пластилина. Если предполагается лепка «золотой» рыбки, то это будет, конечно же, жёлтый цвет, который можно украсить элементами другого оттенка. В случае если ребята коллективно оформляют аквариум, то воспитатель советует ребятам сделать разноцветных рыбок - и тогда они выбирают самые разные цвета.

При предварительном обучении и наставлении педагога дошкольники 4–5 лет в процессе лепки активно используют во время продуктивной деятельности стеку. Применяемо к теме «Рыбка» с помощью этого инструмента можно красиво прорисовать чешую или оформить хвост и плавники. Стекой можно «нарисовать» ротик и глазки рыбы.

Вариации темы: индивидуальные и коллективные композиции

Традиционно лепка рыбки в средней группе проводится в первом полугодии (ноябрь), впоследствии ребята рисуют аквариумную композицию. В целом задачей такого занятия («Разные рыбки») является научить дошкольников лепить рыбок одинаковой формы, но различающихся между собой по пропорциям. В ходе такой деятельности дети закрепляются приемы лепки, которые они усвоили ранее.

Однако возможны и различные интерпретации данного занятия. Можно обозначить его тему, как «Золотая рыбка», предварительно рассказав детям, например, известную сказку А.С. Пушкина. Такая поделка будет немного отличаться от традиционной рыбы: во-первых, своей необычной цветовой гаммой, а во-вторых, сказочными волшебными деталями (короной на голове, волшебной палочкой и пр.).

Ребята среднего школьного возраста уже способны понимать взаимосвязь между объектами и предметами, вполне можно вводить сюжетную лепку. Например, предложить коллективную композицию «Аквариум». Такое занятие, конечно потребует предварительной подготовки. Педагог заранее заготавливает основу - это может быть настоящий пустой аквариум либо какая-то другая стеклянная или пластиковая емкость необходимых размеров. Можно предложить 2–3 небольших аквариума, разбив детей на подгруппы.

Возможен такой вариант занятия по лепке, как «Домик для рыбки», на котором каждый ребенок мастерит свой аквариум. На таком занятии, кроме пластилина, детям можно предложить картон (нарезанный воспитателем на квадраты или прямоугольники нужного размера - стенки аквариума), который дети будут скреплять пластилином. Одну сторону такого домика следует сделать прозрачной, предложив дошкольникам кусочки пластика. Впоследствии такой аквариум ребята «заселяют» пластилиновыми рыбками.

Уместность использования дополнительных материалов

Лепка рыбки открывает большие возможности для использования дополнительного, природного или бросового, материала. Для эффектного обозначения чешуек можно использовать крупу (рис, гречка, перловка) или семечки. Если же ребята создают сказочную рыбу, для украшения ее тела пригодится фольга или мелко нарезанные яркие фантики от конфет.

Кроме того, лепку на занятии можно успешно комбинировать с аппликацией: у пластилиновой рыбки может быть хвостик или плавники из цветного картона.

Реализация индивидуального подход в рамках темы

В средней группе многие дети проявляют повышенный интерес к лепке. Конечно же, таких воспитанников нужно поощрять, предлагая им усложненные индивидуальные задания. Например, если ребенок быстро и качественно выполнил задание, педагог может предложить ему вылепить еще одну рыбку, но только другой формы, цвета и размера. Другой вариант - украсить свою рыбку, например, с помощью колпачка от фломастера сделать красивый рисунок чешуи или сделать ее более яркой с помощью бросового материала.

Варианты мотивирующего начала занятия

Как и любая продуктивная деятельность, занятие лепкой должно начинаться с мотивирующего момента. Чаще всего к ребятам приходит в гости какой-либо сказочный персонаж или просто игрушка-рыбка, которая беседует с ними и просит решить ее проблему. Например, золотой рыбке скучно плавать в море, ведь она одна такая необычная, а ей так хочется иметь друзей и подружек. Перед ребятами также может появиться какой-то другой морской обитатель - это может быть даже популярная у девочек кукла Русалочка, которой не с кем играть. Вариантов здесь множество, все зависит от фантазии воспитателя.

Резиновая рыбка, которая «приходит в гости» к дошкольникам

Сказочного персонажа можно обыграть на занятии по лепке рыбки

Чтобы подвести дошкольников к созданию яркого образа, перед занятием можно организовать выставку игрушечных рыбок. Идеально если в группе или в живом уголке в детском саду есть настоящий аквариум с рыбками.

Оптимальный вариант - собственный аквариум в групповом помещении

Альтернатива настоящему аквариуму - макет, созданный воспитателем

В развивающей среде группы должен присутствовать альбом с иллюстрациями речных и морских рыб, который дети в любой момент могут брать для рассматривания.

Лепке рыбок должно предшествовать чтение сказок, рассказов и стихотворений на данную тематику. Это могут быть фрагменты произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Их стихотворений можно порекомендовать следующие:

Е. Чеповецкий

В тихой речке
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю - чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!

Ю. Могутин

Ерши
Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.

В. Орлов

Золотые рыбки
Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.

Е. Стюарт

Пруд
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.

Л. Рашковский

Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.

http://deti.ledibashkirii.ru/stixi-pro-rybok

Накануне лепки можно показать ребятам мультфильмы на морскую тематику. Это «В синем море, в белой пене» (1984) или «Ух ты, говорящая рыба» (1983). Они наверняка заинтересуют малышей, и им захочется своими руками создать морских обитателей.

Подвижные игры также нужно подводить к морской тематике - это «Рыбак и рыбки», »Море волнуется раз…».

Конспект занятия по лепке рыбки в средней группе

ФИО автора Название конспекта
Темерева Л.М. «Золотая рыбка»
Образовательные задачи : учить лепить рыбку из пластилина, передавать ее характерные особенности, совершенствовать приемы оттягивания, сплющивания, обозначать с помощью стеки и колпачка фломастера чешуйки рыбы, учить соблюдать пропорции между частями.
Развивающие задачи : уточнить представления о внешнем виде, образе жизни, повадках рыб, развивать воображение.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, терпение, стремление обсуждать результаты своей работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, морские пейзажи, аудиозапись шума моря.
Раздаточный материал: пластилин, стеки, доски для лепки.
Ход занятия:
Релаксационный момент: в начале занятия звучит приятная спокойная музыка. Дети стоят, взявшись за руки, в круге. Воспитатель желает всем доброго утра и предлагает передать друг другу частицу своего тепла.
Педагог предлагает дошкольникам отправиться в страну Фантазии, где можно узнать много нового и необычного. Звучит шум морского прибоя - дети «оказываются» на морском берегу. Воспитатель сообщает, что в стране Фантазии живет добрый песочный принц, который бережет ее от зла. Он знает много сказок, игр, но будет играть только с теми, кто соблюдает его правила.
Сюрпризный момент - появляется кукла Песочный принц, который сообщает детям, что в его стране нельзя драться, кусаться, обижать других. Персонаж загадывает загадку про рыбку.
У меня есть крылья, но не лечу.
Есть глаза, но не смотрю на небо.
Есть рот, но не говорю.
Блещу в речке чистой,
Спинкой серебристой.
Кто я? (Ответы детей)
Воспитатель демонстрирует ребятам игрушечную рыбку(рыбка предлагается также каждому ребенку)., они обследуют ее, уточняют свойства: цвет, размер, форма тела. Дети с педагогом выясняют, что это золотая рыбка. Кроме того, они называют и других известных им рыб (щука, окунь, карась, сом и др.). Идет беседа, зачем рыбам нужен хвост, плавники, есть ли у них глаза, чем покрыто тело, умеет ли рыба говорить.
Физкультминутка «Море волнуется».

Песочный принц сообщает детям, что есть рыбы съедобные для человека, а есть опасные, которые могут уколоть или ударить током.
Далее предлагается небольшой опыт, чтобы узнать, как рыбы видят в воде: нужно поднести близко к глазам банку с водой и рассмотреть предметы, которые в ней лежат - их форма искажается, а размер увеличивается.
Далее идет непосредственно мотивация к продуктивной деятельности: Песочный принц интересуется у детей, скучно ли одной рыбке плавать в море. Он предлагает слепить для нее друзей и подружек, с которыми золотой рыбке не будет одиноко. Кроме того, они выполнят желания детей.
Демонстрация воспитателем приемов лепки (скульптурным способом ). Нужно скатать шар, затем расплющить его в овал. С одного конца нужно оттянуть носик, а с другого - хвостик. С помощью стеки прорисовываются хвостик и плавники. Колпачком от фломастера можно пропечатать чешую, а обозначить чешуйки - с помощью крупы (перловка, рис или гречка).
Перед продуктивной деятельностью педагог проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Рыбка».

Самостоятельная работа детей под спокойную музыку. Воспитатель направляет дошкольников, дает советы.
В конце занятия идет анализ поделок, педагог интересуется, о чем бы ребята хотели попросить золотую рыбку. Дети говорят о своих желаниях, а педагог записывает их.

Горбенко Н. «Разные рыбки»
Занятие начинается с загадки про рыбу. Педагог рассказывает детям о рыбах и отдельно останавливается на тех, которые живут в аквариуме (золотая рыбка, скалярия, рыба-попугай и пр.). Аквариум - это целый мир, там есть камушки, ракушки, подводные растения.
Далее проводится физкульминутка «В синем небе облака…».

Дошкольники садятся за столы, у каждого лежит картинка с изображением рыбы, они рассматривают их и обсуждают с воспитателем цвет, строение, предназначение частей тела.
Педагог демонстрирует детям приемы лепки рыбы (использует конструктивный способ) : отдельно формируется голова, туловище, плавники, глазки и ротик.
После самостоятельной продуктивной деятельности детей снова проводится физкультминутка.

Маркова Н.В. «Рыбки и водоросли в подводном мире»
(коллективная композиция)
Одной из задач занятия является украшение фигурок рыб налепами и прорезными рисунками (контррельеф).
Особенностью занятия является то, что педагог заранее подготавливает основу для композиции - аквариум (как альтернатива - 3–4 прозрачных банки либо стакана). Кроме того, для создания поделок понадобятся трубочки для коктейля, зубочистки, колпачки от ручек или фломастеров.
В начале занятия педагог проводит дидактическую игру «Что изменилось»: на доске выкладывает несколько рыбок из геометрических фигур, затем просит ребят закрыть глаза и меняет некоторые детали. Дошкольники должны угадать, что изменилось.
Еще одна игра «Составь рыбку»: на доске выставляется овал (туловище рыбы), к нему можно прикладывать разной формы хвосты и плавники.
Затем воспитатель переключает детей с условно-схематического изображения на художественное и демонстрирует 2–3 рыбок, которые он вылепил заранее. Педагог объясняет приемы лепки и предлагает ребятам вылепить красивых рыбок, чтобы совместно наполнить ими аквариум.
Дошкольники лепят рыб любым способом (конструктивным, пластичным либо комбинированным), а затем украшают им по своему вкусу: пятнышками из сплющенных шариков пластилина другого цвета, пластилиновых жгутиков, блестками, семенами, крупой. Воспитатель также показывает, как можно украсить поделку стекой либо колпачком фломастера.
Ребятам, которые быстро справились с задачей, педагог советует слепить еще для аквариума водоросли и камушки, чтобы рыбкам жилось с комфортом.
В конце занятия рыбки помещаются в общий аквариум. Часть их прикрепляется к стенам (слегка прижатые), другие нанизываются на коктейльные трубочки или зубочистки, закрепленные на дне).

Различные варианты поделок с комментариями и описанием методики выполнения

Большинство рыбок (фото 1–6, 8) выполнены комбинированным способом: голова и туловище вылеплены из одного большого куска пластилина, остальные же элементы (хвостик, плавники, глаза) присоединены отдельно.

Очень эффектно выглядит рыбка н фото 4 «Золотая рыбка» - красивый длинный красный хвост, прорисованная стпекоц чешуя и выпуклые глаза-бусины.

На фото 5 «Аквариум с рыбками» представлена лепка способом барельеф - рыбки прекреплены к поверхности, выступая примерно наполовину. Оригинальная композиция дополнена камушками, ракушками и водорослями.

Представляет интерес поделка»Волшебная рыба» (фото 7): туловище выполнено из скрученного жгутика. Интересно смотится градиентная окраска (переход розового в сиреневый цвет).

На фото 9 и10 представлены объемные аквариумы. Морские обитатели прикреплены к стенкам банок либо зафиксированы в центре на специальных креплениях.

Из разноцветного пластилина можно лепить овощи, фрукты, животных, птиц, рыб, предметы интерьера, героев мультфильмов и др.

Все дело в том, что этот материал очень пластичный. В своем поэтапном мастер-классе с фотографиями я объясню и покажу, как смастерить аквариумную рыбку.

Итак, нам необходим пластилин следующих цветовых оттенков:

  1. синий;
  2. голубой;
  3. розовый;
  4. желтый;
  5. черный.

Шаги создания рыбки из пластилина:

1. Из пластилинового кусочка голубого цвета делаем туловище рыбки. Оно чем-то отдаленно напоминает капельку.

2. Мастерим из синего цвета хвостик, нижний и верхний плавники. Прикрепляем новые элементы к основе.

3. Изготавливаем черный глазик в форме миниатюрного шарика и губки в виде двух скрепленных овалов.

4. Из желтого пластилина делаем длинный и тоненький жгут. Для этого нужно катать его между рабочей поверхностью и ладонью. Далее делим получившуюся колбаску на несколько частей и украшаем ими туловище рыбки.

Вот и все! Забавная морская фигурка готова! Желаю больших успехов в творчестве!

Сегодня мы с вами лепим рыбку из пластилина. Первая наша рыбка не речная и не прудовая, а декоративная, аквариумная. За образец возьмем эту пластиковую модель, она весьма реалистичная и нисколько не стилизованная.

Внешность у рыб на радость запоминающаяся, так что лепить будет несложно, но для азарта сделаем нашу рыбину "вот так-о-ой", возьмём кусок пластилина побольше и не упустим случая потренировать свой глазомер и чувство пропорций. У нас есть замечательная возможность проявить свои способности во всей их красе.

Лепить рыбку будем из одного большого куска методом вытягивания.

Поглядим на образец. Что мы видим: рыбка довольно толстая и широкая, немного вытянем и сплющим пластилин для того чтобы добиться сходства формы. К хвосту брусок немного сузим, меньше чем у обычной рыбки. Хвост, кстати, не раздвоенный. К голове брусок заостряется, голова эта большая и короткая. Шеи у рыб нет. Самая широкая часть туловища приходится на середину (у большинства речных рыб преобладает передняя часть). Дуга живота и спины очень ровные, в целом туловище почти что овальное. Огромные верхние и нижние плавники. Придадим плавникам характерную форму: они заостряются на концах, и рыбка имеет буквально стреловидную форму.


Глаза приходятся примерно на серединную линию туловища, там же проходит и некрупный рот. Жаберные крышки небольшие, рядом находятся маленькие грудные плавники, прижатые к бокам туловища.


Общую форму мы передали. Изображать чешую наверно не обязательно: это слишком утомительная процедура. Кончиком стека покажем на плавниках направление остей, и будем считать нашу рыбку готовой! Итак, лепить декоративную рыбку мы научились. Но что же делать с этим чудным изделием... смять её в бесформенный кусок пластилина? - нет! Она нам ещё пригодится и послужит пользе дела (развития рук и глазомера).

Теперь мысленно перенесемся на пруд, а для этого откроем книгу Сабанеева «Пресноводные рыбы». Вот он, карась, самый типичный для России обитатель прудов!

Как похож и вместе с тем как сильно отличается он от аквариумной рыбки. Пока будем переделывать декоративную рыбку в карася, мы успеем прочувствовать разницу и общность их форм. Ведь для этого нужно не так и много, а результат оправдает все ожидания.

Сплющим нашу аквариумную рыбку с боков: карась выше и более плоский. Голова у карася значительно меньше. В этом увеличении головы у аквариумных рыб мы усматриваем влияние длительного общения с человеком. Голова у карася более тупая, рот направлен вверх.


Линия спины и линия живота не совсем одинаковые, живот немного сплющен, поскольку карась часами сидит на дне, а спина выгибается горбом. Переделайте плавники, сделайте это внимательно глядя на наш образец, так как это наверно самое сложное во всей работе. У пресноводных рыб России плавники выполняют в первую очередь сугубо утилитарную роль и поэтому не отличаются ни огромными размерами, ни вызывающей окраской – они нужны, чтобы плавать! Хвост раздвоенный и большой. Карась готов – отпустим его в пруд.

Из пластилина можно создать поделки различной сложности. Если вы ищите для своего малыша простой сюжет для лепки, то попробуйте слепить пластилиновую рыбку. Такая поделка не требует особых навыков, поэтому с ее созданием справится каждый ребенок старше 4-х лет. Но все же в некоторых этапах работы потребуется помощь родителя. Выполнить рыбку можно в любых оттенках. Также можно поэкспериментировать и смешать сразу несколько цветных брусочков, чтобы получилась новая интересная расцветка.

Но для начала стоит приготовить все необходимо для работы:

  • пластилин;
  • шариковая ручка;
  • нож или стека;
  • ножницы;
  • прозрачный лак для ногтей или глянцевый акриловый лак.

Как сделать рыбку из пластилина

Шаг 1. Для лепки рыбки мы решили использовать всего один оттенок массы – оранжевый. А если вы хотите слепить золотую рыбку, советуем в оранжевый пластилин добавить немного золотой акриловой краски. Тогда благодаря мерцающим частичкам масса приобретет красивый золотистый перламутр. Скатываем из одного брусочка толстую колбаску. Отрезаем от нее 1/3 часть.

Далее маленький кусочек делим пополам. Из этих заготовок мы будем вылепливать плавники и хвост рыбки. Из большого кусочка создадим основу. Скатываем его в равномерный шарик.

Шаг 2. Итак, вылепливаем хвост. Любой из двух маленьких кусочков оранжевой массы скатываем в капельку и расплющиваем ее боковой частью пластикового ножа.

Далее с помощью ножниц вырезаем красивый изогнутый конец хвоста. Стекой или ножом прорисовываем простую фактуру.

Шаг 3. Из второго кусочка создаем плавники – один большой и два маленьких. Создаем на их поверхности ту же фактуру, что и на хвосте.

Шаг 4. Теперь переходим к прорисовке чешуек на основе. Для этого нам нужно разобрать ручку снять металлический наконечник и вытащить пасту. Далее кончиком пластиковой трубочки создаем на шарике полукруглый отпечаток.

Шаг 5. Когда основа рыбки приобрела фактуру можно присоединить все плавники и хвост.

Шаг 6. Затем создаем глазки. Скатываем небольшие шарики белого, голубого и черного цвета.

Расплющиваем их и приклеиваем к мордашке. Для большей выразительности глаз приклеиваем к каждому по парочке бликов.







2024 © blagosc.ru.