Влияние цвета на ребенка дошкольного возраста. Психология цвета. Влияние цвета на психику ребенка. Влияние цвета на самочувствие учеников


Дети - наше все. И мы прикладываем массу усилий, чтобы они росли здоровыми, развивались физически, умственно и духовно. Обстановка, окружающая ребенка, - фактор немаловажный. Оформляя интерьер детской, нужно учитывать различные аспекты. Расскажем о некоторых из них.

Все любящие родители стараются обеспечить детям наиболее комфортные условия жизни. Как цвет может повлиять на развитие малыша и формирование его характера? Как посредством цвета помочь ребенку бороться с трудностями или, наоборот, отвлечься от негативных ситуаций? Поэкспериментируйте с оформлением детской, не забывая, что мироощущение ребенка может не совпадать с вашим. Проследите за его настроением и состоянием и действуйте исходя из этого.

Воздействие цвета: заблуждения и реалии

Заблуждение первое. Цвета воздействуют на всех одинаково. И в книге Гете "Учение о цвете", и в современном пособии для бизнесменов "Как управлять людьми с помощью цвета" или в книге по фэн-шуй приводятся одни и те же принципы влияния цвета на человека.На самом деле это совсем не так... Каждый цвет имеет свое значение лишь в рамках определенной культуры. Например, для европейца белый символизирует чистоту и невинность, а для жителя Китая - смерть и похороны. В то же время в китайской традиции цвет знаний - голубой, а в европейской - желтый: именно он активизирует деятельность мозга. Однако не стоит оклеивать стены детской желто-голубыми обоями в надежде на то, что это будет стимулировать умственное развитие малыша. Надо помнить, что цвета воздействуют не объективно, сразу на подсознание и физиологию, а скорее субъективно, через культурную среду. И вряд ли на практике смешение сведений, полученных из европейской психологической литературы, и постулатов учения фэн-шуй окажет особый эффект.

Заблуждение второе. Цвет способен прийти на выручку ребенку вопреки его собственной воле. Например, чадо учится неважно и не хочет заниматься спортом. Желая помочь ему изыскать внутренние силы, вы меняете цветовую гамму интерьера: теперь в нем превалирует красный, стимулирующий активность. И ждете результата...

На самом деле... От такого подхода лучше отказаться. Каждый человек обладает особым темпераментом, складом характера, а соответственно - индивидуально реагирует на события и воздействия. Если ребенок замкнут и склонен витать в облаках, красные обои и мебель не сделают его отличником и звездой футбола. Да, они будут стимулировать активность, но она скорее всего останется внутренней. Более того, возможно, ребенок станет подавлять ее, чтобы сохранить свое спокойствие. Подобный внутренний конфликт может даже привести к неврозу.

Белая комната: энергия жизни
У многих народов белый цвет - символ удачи, добра, жизни. По некоторым поверьям, если в белый выкрасить стены дома изнутри, то в нем будет мир, а если косяки дверей - каждый человек, входя в жилье, оставит свое зло снаружи. Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как несет надежду, энергию и мощь преобразования. Он эффективно тонизирует организм, а также оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных детей, их самооценка повышается. Однако господствующий белый может вызвать ощущение неприступности и превосходства над другими, а также впечатление чрезмерной стерильности помещения. Его лучше использовать в сочетании с другими цветами.

Серая комната: двойственность натуры

Люди, предпочитающие серый цвет, не считают, что с помощью эмоций можно что-то изменить, не верят в искренность переживаний; они полагают, что чувства следует проявлять только в определенных обстоятельствах (но не сейчас). Отсюда их постоянная скованность, сдержанность и, следовательно, эмоциональное истощение. Серый цвет стабилизирует окружающую обстановку, однако он двойствен. С одной стороны, имеет негативное значение: человек в серой комнате чувствует себя изолированным, отделенным от других, ему кажется, что у него нет будущего, он болен, никому не нужен, ему чего-то не хватает.

С другой стороны, в своем положительном значении серый цвет соответствует уверенности, что окружающее незыблемо и все лучшее - впереди. С этой двойственностью связаны особенности воздействия на человека различных оттенков цвета.

Светло-серый успокаивает и тело, и душу - ведь он стремится к белому. Причем вызывает легкое ощущение покоя, свободы, обусловливает хорошее психоэнергетическое состояние. А темно-серый, напротив, являясь отражением борьбы разума с беспричинной тревогой, лишен внутренней энергии, он давит, "подрезает крылья". Любой оттенок серого не побуждает к активным действиям. А темно-серая комната для здоровых детей не подходит, так как это цвет болезни, пассивности, скуки.

Желтая комната: для умных и любознательных

Желтый цвет олицетворяет ум - считается, что он влияет на интеллектуальное развитие, стимулирует расширение познавательных интересов. Он помогает преодолевать трудности, способствует концентрации внимания (поэтому, например, экзамены, сдаваемые в аудитории с желтыми стенами, проходят наиболее успешно). Под воздействием желтого человек быстро принимает решения. Людям, предпочитающим этот цвет, присущи такие качества, как высокая самооценка, уверенность в себе, оптимизм, позитивное мышление, а также активная жизненная позиция и работоспособность. Тем, кто отвергает желтый, как правило, не хватает психологической самостоятельности.

Желтый цвет стимулирует развитие интуиции и сообразительности. Его присутствие в детской положительно сказывается абсолютно на всех аспектах жизни ребенка. Он прекрасно подходит для оформления комнаты малыша, так как активизирует деятельность мозга, поднимает настроение, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения. Этот цвет противопоказан лишь в случаях, если ребенок слишком возбудим или страдает невралгией.

Спокойная или яркая?

Слово "детская" применимо к совершенно разным помещениям: для игр, для занятий, для сна. Пожалуй, далеко не каждый человек может выделить ребенку несколько комнат - как правило, дети и спят, и играют в одной и той же. Не стоит делать помещение для малыша слишком ярким и наполнять множеством разноцветных игрушек, уподобляя детским игровым в развлекательных центрах. Задача последних - отвлечь дитя от родителей и стимулировать его активность на короткое время. Взрослые спокойно бродят по магазинам, а потом в машине обсуждают покупки, когда чадо засыпает после подвижных игр. В итоге все остаются довольны.

Дома же такое оформление приведет к тому, что ребенок будет постоянно возбужден, станет капризничать, требуя от уставших мамы с папой новых развлечений, его с трудом удастся уложить спать. Не надо забывать, что детская - в первую очередь спальня. В игровую ее превращают яркие игрушки, которые можно доставать из ящиков, а потом убирать.

Зеленая комната: надежда - мой компас земной

Такая комната - помещение для релаксации. Зеленый цвет рождается в результате слияния синего и желтого, поэтому в нем сочетаются качества и того и другого. Отсюда - покой и минимум движения. Он способствует самоанализу, стимулирует стремление человека разобраться в самом себе, ничего не требует и никуда не зовет. Однако этот цвет несет потенциальную энергию: он всегда обещает некие жизненные перспективы, символизирует процветание и новые начинания. Зеленый нормализует давление, стабилизирует пульс и дыхание, повышает остроту зрения. Человек под его воздействием становится более внимательным - вот почему в прошлом письменные столы затягивали сукном зеленого цвета, а настольные лампы имели зеленые абажуры. Кроме того, господство зеленой гаммы в интерьере детской способствует хорошему настроению, помогает бороться с бессонницей. Рисунки, игрушки и переплеты книг в зеленых тонах - то, что необходимо ребенку.

Обратите внимание: идеальна для детской пастельная гамма. Она освежает комнату, создает хорошее настроение. Можно окрасить все стены в разные тона.Так, голубоватая или зеленоватая стена, на которую падают солнечные лучи, снижает яркость цвета и вызывает ощущение прохлады. Стену, находящуюся в тени, лучше сделать персиковой или кремовой. А для стимулирования творческой деятельности ребенка японские дизайнеры рекомендуют развешивать на стенах детские рисунки. Это придаст комнате индивидуальный стиль.

Фиолетовая комната: избыток чувств

Фиолетовый - тяжелый цвет. Его надо разбавлять "золотом", иначе он может привести к депрессии. Предпочитают фиолетовый люди сентиментальные, слишком отдающиеся своим чувствам, увлекающие-ся мистикой либо те, кто не может найти в себе силы реализоваться. Личности независимые, рациональные, умеющие контролировать свои эмоции и действия, как правило, его отвергают. Фиолетовый цвет для детской не самый удачный, так как, по данным физиологов, снижает пульс, а по наблюдениям психологов, заставляет концентрироваться на своих чувствах и не способствует эмоциональному созреванию.

Красная комната: движение и активность

Красный - источник энергии, он олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе. Это цвет активности, импульсивности, деятельности, он воодушевляет и дает силы. Люди, предпочитающие его, всегда в движении и добиваются того, чего хотят. Они любят быть первыми, хотя у них не всегда это получается. Девиз этого цвета: "Пусть выживет сильнейший". Красный способен оказать и разрушительное влияние - как огонь, который и согревает, и сжигает. Он заставляет насторожиться при опасности. Приверженцам этого цвета свойствен максимализм в эмоциях: такие люди страстно любят, страстно ненавидят и страстно верят. Они практичны, обычно не ходят вокруг да около (никогда не уговаривают - берут то, что им нужно), хотя склонны к поступкам спонтанным.

Красный и бордовый цвета возбуждающе действуют на нервную систему, повышают кровяное давление. Гипотоники и апатичные, малоактивные дети почувствуют себя лучше в интерьере с яркими красными акцентами. Но это должны быть именно отдельные элементы, а не красные обои на четырех стенах. При длительном воздействии этот цвет негативно влияет на детскую психику, поэтому интерьер с преобладанием красного может вызвать головные боли и ночные кошмары. Дети, живущие в такой комнате, чаще ссорятся.

При оформлении детской надо учитывать возраст ребенка. Когда ему менее 2 лет, главную роль играют вкусы его матери, через которую дитя воспринимает мир. Если декорировать комнату так, что мама станет ощущать дискомфорт (пусть это даже успокаивающий синий или стимулирующий развитие желтый), то и сыну или дочке будет неуютно. Для общего развития в детской полезно иметь игрушки всех основных цветов, чтобы малыш мог освоить их названия. Ребенок 3-7 лет формирует свое представление о мире через игру. Поэтому помещение необходимо оформить так, чтобы оно могло превращаться в игровое пространство. Когда малышу хочется спать, игрушки надо убирать в ящики, шкафы. В комнате дошкольника лучше использовать несколько цветов: это помогает освоить цветовые эталоны и способствует возникновению различных эмоциональных состояний. Требуется и место для самовыражения - уголок для рисования на стене или для конструирования. В возрасте 7-12 лет ведущая деятельность - познавательная. Комнату для обучения не стоит оклеивать обоями с ярким детализированным рисунком, так как они отвлекают и мешают сосредоточиться.

Оранжевая комната: теплое солнце

Этот теплый, радостный и энергичный цвет обладает всеми плюсами красного, но не несет агрессии, действует довольно мягко. Жизненная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все остальные цвета. Он постоянно держит в тонусе, связан с самоутверждением, стремлением к достижению цели. Оранжевый - это теплота, блаженство, накал, но в то же время - приглушенный свет заходящего солнца. Практически всегда он влияет благотворно, так как улучшает настроение, навевая мысли о позитивных сторонах жизни (в отличие от синего). Этот цвет помогает человеку чувствовать себя более раскрепощенным и свободным, настраивает на оптимизм и открытость в общении.

Как утверждают исследователи детской психики, оранжевый любят все малыши. Он способствует пищеварению, усиливает аппетит, но перебор с этим цветом в интерьере может вызывать у ребенка переутомление, а порой даже головокружение. Поэтому лучше всего, если в детской оранжевыми будут лишь несколько деталей. Оранжевый оказывает активизирующее влияние на замкнутых детей, помогает освободиться от страхов. Он стимулирует развитие творческих способностей.

Розовая комната: мир грез

Розовый говорит о романтичности, доброте, любви, страстности. Теплота этого цвета растворяет негатив. Он создает ощущение комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей и мрачного настроения, помогает преодолеть кризисные состояния. Розовый часто выбирают чересчур чувствительные люди. Преобладающий розовый свидетельствует о потребности человека в защите, о его отстраненности от реальной жизни, уходе в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение этим цветом говорит о том, что подросток считает себя слишком тонкой, эмоциональной, аристократичной натурой, которой сложно вписаться в окружающий грубый мир. Если вы хотите воспитать своего ребенка лидером, властным и жестким, такой цвет для его комнаты не подойдет.

Синяя комната: бездонный омут

У этого цвета "нет дна" - он бесконечен, затягивает в себя. При этом его силу недооценивают. Он создает предпосылки для глубоких размышлений над жизненными ситуациями, призывает к поискам смысла, истины. В то же время синий косвенным образом вгоняет в меланхолию, когда человек не получает ответа на мучающие его вопросы. Приверженцев синего отличает постоянство, упорство, самоотверженность, строгость. Они стараются все привести в порядок, систематизировать, всегда имеют собственную точку зрения, если что-либо делают - то самозабвенно, а их преданность другим может доходить до добровольного рабства.

Синий угнетает нервную систему, вызывает ослабление пульса, снимает мышечное напряжение и притупляет болевые ощущения. Иногда под его влиянием наступают усталость и депрессия. В детской этот цвет может присутствовать лишь весьма ограниченно: например, пижама, халат ребенка, кайма на одеяле.

Черная комната: загадочный внутренний мир

Черный все скрывает, он притягивает и пугает, загадочен, но в то же время богат и неоднозначен. Черный всегда бросает людям вызов, и под его влиянием они высвобождают свою сущность. Человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Напряженную атмосферу черной комнаты нельзя назвать полезной для благополучного эмоционального развития ребенка. Черный предполагает отрицание других цветов. И если подросток вводит его в палитру своего интерьера, это скорее всего свидетельствует об активном неприятии, например, жизненных ценностей родителей, или их взаимоотношений, или мира взрослых в целом. Черный цвет в комнате школьника может говорить о том, что он выстраивает свою модель мира - достаточно агрессивную, или о пессимистическом, бездеятельном периоде жизни.


С давних времен было замечено о влиянии цвета на настроение и самочувствие человека.
Используя цветотерапию, можно улучшить состояние здоровья, работоспособность и просто настроение. Чтобы управлять своим настроением, достаточно выбрать одежду определенного цвета. А для этого надо знать, какое влияние цвет оказывает на человека.

Красный - улучшает кровообращение, повышает иммунитет, помогает справиться с инфекционными заболеваниями. В одежде такого цвета не заскучаешь. Однако этот цвет подойдет не для всех. Для людей эмоциональных и легко возбудимых он противопоказан. Также он способен выступать в качестве раздражителя и стать причиной негативных эмоций.

Оранжевый - цвет, создающий атмосферу легкости, благополучия, придаёт уверенность. Цвет воздействует омолаживающее и общеукрепляющее действия на организм. Если есть проблемы с щитовидной железой стоит повязать вокруг шеи оранжевый шарфик.

Желтый – цвет счастья и радости. Одев одежду желтого цвета, вы надолго избавитесь от меланхолии. Этот цвет стимулирует умственную деятельность человека, повышает интеллектуальные способности. Желтый цвет вызывает чувство удовлетворения.

Зеленый - способен успокоить и уравновесить характер человека, уменьшает раздражение, понижает повышенное давление. Одежда зеленого цвета рекомендована при сильном переутомлении, нервных срывах, синдроме хронической усталости. Зеленая наволочка на подушке избавит от бессоннице.

Голубой - поможет успокоиться и сосредоточиться. Однако способен стать причиной грусти, состояния угнетенности и усталости. В цветотерапии цвет используют в качестве антисептика, в комплексной терапии невралгии.

Синий - вызывает состояние покоя и расслабленности. В одежде этого цвета вам никогда не будет жарко, а всегда комфортно и спокойно. Однако если его будет с избытком, может возникнуть ощущение подавленности и неуверенности в себе.

Розовый - цвет любви и романтики. Одеваясь в одежду розового цвета, человек чувствует себя наивным и беззащитным. Если этого цвета много, может возникнуть чувство раздражения и быстрой утомляемости.

Фиолетовый - понижает физическую активность и работоспособность. При длительном воздействии цвета возникает состояние угнетенности и беспокойства. Имеет свойства таинственности, экстравагантности. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя.

Коричневый - вызывает спокойствие, чувство надёжности. Темные оттенки этого цвета могут привести к возникновению мрачных мыслей. Светлые оттенки способствуют ощущениям защищенности. Цвет является теплым. В одежде коричневого цвета всегда будет ощущение тепла. Цвет создаёт меланхоличное, мягкое настроение.

Серый - цвет аккуратности и корректности. Но может стать причиной унылого настроения, вызвать апатию и скуку.

Черный - нейтральный цвет. В сочетании со светлыми оттенками создает деловой, строгий, классический стиль. Одежда черного цвета характерна для экстравагантных личностей, желающих выделиться из толпы. Если же в гардеробе человека преобладает чёрный цвет, скорее всего, он по натуре мрачный тип и избегает общества. Черный цвет вызывает резкое понижение настроения, являясь мрачным, тяжелым, гнетущим цветом.

Белый цвет - холодный, чистый, спокойный цвет. Возникает впечатление простоты и скромности. Люди, применяющие в одежде белый цвет в качестве основного не поддаются эмоциям. Основное воздействие на психику: печаль, страх, уныние или неуверенность.

Одежду какого цвета предпочитаете вы?

Желаю Вам одеваться стильно и модно, при этом имея прекрасное самочувствие и настроение!

Новые записи: (0)
(8)
(2)
(1)

Интерес к цвету возник еще в глубокой древности. Индусы считали человека цветоносным, а индейские йоги утверждали, что организм человека соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов.

Исследователями и учеными доказано, что эмоциональное состояние человека влияет на восприятие цвета, однако, цветом можно корректировать настроение. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека, но и определенным образом формирует его эмоции, а, значит, и настроение.

Окружающий мир полон всевозможных красок. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают. Считается, что положительно влияют на человека цвета солнца и другие цвета светлых оттенков. Нежелательными являются темные цвета. Восприятие цвета сильно зависит от освещения. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица - как маленькая радуга. Особое значение цвету как резерву лечения предавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев, он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней.

Но большинство из нас все-таки остается в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно и умело. Так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение. Все это необходимо знать и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным.

Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Швейцарский психолог Макс Люшер установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе, черный - угнетает, зеленый - успокаивает, желтый - создает хорошее настроение.

В современной психосемантике цвета подробно описано влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека.

Согласно данным исследований Э. Т. Дорофеевой, - красный побуждает людей к быстрым решениям.Красный цвет также наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы, благодаря которой можно выполнить намеченное. Ассоциируется с восторженным настроением, а также с силой, энергией.

Оранжевый ассоциируется с радостью, теплом. Красно-оранжевый ассоциируется с переживанием гнева и радости, соотносится с активностью и экстраверсией. Символизирует возбудимость, жизненную динамику.

Зеленый ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности. Зеленый создает условия для размышления и окончательного завершения задачи. В зеленом идеи (возникшие в красном) разовьются, и действия будут проделаны. Предпочтение зеленого в интерьере сопровождается общей нормализацией психического состояния.

Синий также вызывает ощущение расслабления, уменьшение тревоги и враждебности. Снижает активность, темп и настроение.

Фиолетовый повышает самооценку, активность, работоспособность и настроение.

Розовый цвет пассивен, он успокаивает и смягчает эмоции.

Предпочтение коричневого цвета в интерьере сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением самооценки.

Предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии. А также усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости.

Итак, наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Нет «плохих» или «хороших» цветов, речь идет лишь о выборе видов цветовой коммуникации в тот или иной момент нашего внутреннего состояния.

МБОУ "Петропавловская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Д.А.Жукова"

Исследовательская работа

Выполнил :

ученик 4«а» класса

МБОУ «Петропавловская СОШ»

Лопатин Игорь

Руководитель :

педагог-психолог Лопатина Л.В.

Содержание:

Введение....………………………………………………………………………3

1. Влияние цвета на человека

    Графика восприятия цвета:.....……………..……………….…………..4

    Ассоциация цвета и музыки……………………………………………6

    Изучение цвета…………………………………………………………..7

    Эмоции и цвет…………………………………………...………………8

2.Наши исследования

    Анкетирование ……………………………………………..……………….9

    Проведение разноцветной недели……………………………………...…10

    Эксперимент «Влияние цвета на здоровье и эмоциональное состояние» с помощью датчика частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр)…………………………………………………………………..11

3.Результаты исследования…………………………………………………….….12

Заключение……………………………………………………………………….…13

Список литературы…………………………………………………………………15

Приложения …………………………………………………………………………16

Введение

Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека также, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.
Мы не случайно начали работать над изучением данной проблемы.

На полке домашней библиотеки я обнаружил книгу Памалы Осли "Тайный цветовой код успеха и счастья " и захотел разобраться обратился к маме, чтоб выяснить как цвет влияет на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека. Я также знаю мне лично нравиться зелёный цвет и мне сало интересно, что этот цвет говорит обо мне. также я захотел узнать любимые цвета моих одноклассников, так возникла идея совместно с психологом школы и соседнего класса создание разноцветной недели

Проблема : Может ли цвет влиять на настроение человека

Цель исследования : изучить сферу цветовой гаммы, на эмоциональное состояние человека

Задачи:

    Изучить имеющуюся литературу по данной теме

    Выявить, цветовое предпочтение учеников 3- 4 класса.

    разработать буклет о влияние цвета на человека

Объект исследования : эмоциональное состояние учащихся 3-4 класса.

Методы исследования : изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анкетирование, беседы с учащимися и взрослыми, проведение разноцветной недели.

Гипотеза - цвет может оказывать влияние на настроение человека.

    Влияние цвета на человека

Из различных источников информации я узнала следующую информацию:

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы увидеть все остальное, она должна сама начать двигаться.

Сумеречные и ночные животные (волки и другие хищные звери), почти не различают цветов.

Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней половиной глаз. Верхняя половина смотрит в небо, на фоне которого добыча и так хорошо заметна.

Пчелы и другие насекомые не видят красного цвета, но различают ультрафиолетовые цвета, невидимые для человека, и у многих цветов есть узоры в ультрафиолетовом диапазоне спектра.

Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета

В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, - слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, - мягкий, а рядом с желтой - слабый.

Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента

    Ассоциация цвета и музыки

Речь пойдет о влиянии на наш организм цвета и музыки. С точки зрения физики цвет и звук - это волны определенной частоты, влияющие на разные органы чувств: слух и зрение... Цветомузыка - сегодня явление широко распространенное.

А ведь официальным основоположником цветомузыки официально считается русский пианист и композитор Александр Скрябин. Его цветовое восприятие изображено на рисунке.

Всего на 7 цветов разделяется солнечный луч в радуге, 7 нот в октаве, 7 чакр у человека,7 желез внутренней секреции...

У каждого элемента «великолепной семерки» есть свой «напарник». На это и основаны методы цветолечения (цветотерапии) и лечения музыкой. Для лечения определенных нарушений подбирается гармоничный цвет и/или звук, который балансирует организим: либо удаляет избыток, либо восполняет недостаток.

Например, зеленый цвет балансирует расстройства в эмоциональной сфере: депрессии, бессоннице, рассеянности внимания, гневливости и раздражительности.

Если же цветовыбор напрямую связать с музыкой – то минуя перевод на вербальный язык – ответ «формулируется» на языке музыки.

Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется уже много лет в практике отечественных музыкальных терапевтов. В 1990- е годы в диссертационном исследовании впервые было доказано, что в субъективном выборе цвета на музыку есть объективная закономерность, которая выявляется с помощью методики звуко-цветовой симультанности (ЗЦС).

Немного позже, Элькин, в своих работах установил закономерность цвето – тональных соответствий.

Вот его таблица:

ЦВЕТА

Изучение цвета.

Открытие цвета
Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов Спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и помнит знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан?

С её помощью мы можем с легкостью назвать цвета радуги по порядку: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Все цвета можно разделить на три группы:

    холодные

    нейтральные

    теплые


К холодным цветам относятся оттенки фиолетового, синего и голубого. Нейтральные цвета – это оттенки зеленого, а теплые – это оттенки желтого, оранжевого и красного.
Холодные цвета не зря назвали «холодными»! Когда мы говорим о голубом , мы представляем небо, чистоту льда, равнодушие и холод. Голубой символизирует доброту, верность, постоянство. О людях благородного происхождения говорят, что они «Голубой крови».
Фиолетовый цвет говорит о тайне, мистике, благородстве и мудрости. Не зря ведьмы носят колпаки фиолетового цвета! Быть человеком, умеющим фантазировать, гораздо проще, одевшись в фиолетовую одежду.

Синий цвет ассоциируется у нас с глубиной, тишиной, спокойствием и честностью. Как говорит моя любимая героиня книги Кирстен Миллер Кики Страйк: «В синем, человек кажется воплощением честности, даже если врет на каждом шагу!» Политики часто носят синее, неужели они всегда говорят правду?
Природа, жизнь, гармония, естественность, доброта – какой цвет Вы представили? Конечно зеленый . Когда мы думаем о зеленом цвете, мы представляем лес, деревья, траву. Зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу, наверное поэтому люди украшают свой дом растениями и цветами. Но я бы не советовала покрасить стены в нашем классе в зеленый цвет, в таком помещении настроиться на рабочий лад ой как не просто!
Теплые цвета могут быть даже горячими. Красный – это огонь, борьба, энергия, гнев. Человек, одевший красное, уверен в себе и может быть лидером в любой компании и испытывает потребность активно действовать и добиваться успеха;

Люди, которые предпочитают оранжевый цвет - активны, общительны, жизнерадостны и обладают отменным здоровьем. Оранжевый – цвет энергии. Это любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей.

Желтый цвет придает уверенность в своих силах, помогает легче воспринимать новые идеи, повышает познавательный интерес. Этот цвет можно использовать для детских комнат, но в небольшом количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть. Если вы хотите, чтобы ваши гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостиную желтыми предметами.

Цвета, которые не видно в радуге, но они всегда есть вокруг нас – это белый и черный.

Белый цвет считается «идеальным», он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Это цвет чистоты, легкости, покоя и невинности. Белому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. Не зря медицинские работники носят белые халаты, а невесты во многих странах – белые платья.

Черный – полная противоположность белому цвету. Ночь, загадочность, бесконечность. Черный играет огромную роль в нашей жизни – он уравновешивает белый цвет. Без тьмы нет света, таково значение инь и янь. Когда нам нужна защита или когда мы ощущаем потребность в одиночестве, мы прибегаем к помощи черного цвета

Эмоции и цвет

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет - продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции - цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции.

    Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски - желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные» (с. 205). Проведенный сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».

    Наши исследования

    Анкетирование

Для своих экспериментов я пригласил учеников 3 класса, своих одноклассников. Среди учеников нашей школы путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос -


Приложение 1

В анкетировании приняли участие 30 учащихся.

Вывод: После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга.

    Эксперемент с чашками чая

Предложили ребятам попробовать чай из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета

Данное тестирование я провел среди одноклассников и учащихся 3 класса

Вывод: В итоге 75% опрошенных сказали, что чай, стоящий близ коричневой коробки, - слишком крепок, около 85% назвали чай из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что чай, стоящий рядом с голубой коробкой, - мягкий, а рядом с желтой - слабый.

    Эксперимент «Прослушивание музыки с последующей ассоциацией цветового спектра»

С учащимися двух классов мы прослушали музыку и ассоциировали свой цвет

Моцарт - розовый (детство).

Бетховен -красный (борьба)

Бах - голубой, синий (созидающая духовность).

Приложение 2

Вывод: Я пришел к выводу, что спокойная приятная музыка ассоциируется яркими тонами и тёплыми, а беспокойная с холодными и тёмными тонами.

    Эксперимент «Влияние цвета на здоровье и эмоциональное состояние» с помощью датчика частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр)

В эксперименте принимали участие только те учащиеся, которые готовы были серьезно выполнить все условия:

Например, проводилось измерение процессов, происходящих в организме, когда ребят с завязанными глазами накрывали одноцветной красной и синей тканью. Было установлено, что мы способны воспринимать цвет даже кожей:

Схема эксперимента:

- посадить участников;

-настроить;

- замерить частоту сердечных сокращений с помощью датчика частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр)

Проанализировать ощущения, настроение и чувства участников.

Результаты исследования

Из беседы с участниками эксперимента и данных, выявленных с помощью датчика частоты сердечных сокращений, выяснили учащение частоты сердечных сокращений от красного цвета, пульс замедлялся от синего цвета.

Приложение 3

Вывод: Один и ттот же цвет по-разному воздействует. Это зависит от времени, места, настроения, эмоционального состояния человека и многих других факторов.

Заключение.

Все эти дни прошли на высоком эмоциональном подъеме. Улыбки не сходили с лиц детей и взрослых, не было в классах ссор и драк, все были очень доброжелательны и внимательны друг к другу. Да и в тетрадках было все в порядке. Несмотря на разноцветные ручки, ошибок было меньше. Хорошее настроение всегда помогает хорошо учиться!

Разноцветная неделя способствовала развитию коммуникативных навыков учащихся, сплочению классных коллективов и улучшению психологического климата в школе.


Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

вызывают разную реакцию:
подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

Литература:

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
3 . Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.
4. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.
5.Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012
6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд.
«Вече: Персей», 1996.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест»,
2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).
8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.
9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.
«ЭКСМО-Пресс», 1998.
10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.
«Питер», 1995.
11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html
12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html
13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/

Приложение 1


Приложение 2

Приложение 3

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Научно-исследовательская работа Влияние цвета на физическое и эмоциональное состояние школьников. Выполнил(а): Кузенков Илья Максимович учащий(ая)ся 6 класса МБОУ СОШ 47 г.пензы Руководитель: Заполовская Н.А. учитель информатики, МБОУ СОШ 47 г.пензы Пенза 2016

2 Введение Мы живем в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции - все имеет свой цвет. Достаточно вспомнить такие выражения, как «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», мы не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В головном мозге даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения. Порой цвет стимулирует возникновение определенных реакций, которые могут сказаться на принятии решений. Цвет воздействует на аппетит, на давление. Обычно мы не замечаем влияние цвета. Но, например, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение сразу начинает ухудшаться. Положительная энергетика пропадает, а окружающий мир вдруг становится неприятным и враждебным. Таким образом, множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. Актуальность: Цвет это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма. Специалисты давно выдвинули теорию о том, что цвет через эмоциональное

3 состояние влияет на общее состояние человека, в том числе на мышление и внимание. Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их физическое и эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залогом успешного обучения. Влияние цвета на организм человека Цвет и его свойства. Классификация цветов Цвет качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Говоря простым языком цвет это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый холодные (Приложение 2). Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета. Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в

4 руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей). Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению. Влияние цвета на физическое состояние человека При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему (Приложение 3). Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов. личности. Влияние цвета на человека

5 Цвет/Действие Возбуждающее Угнетающее Успокаивающее Красный + Оранжевый + Жёлтый + Зелёный + Голубой + Синий + Фиолетовый + Влияние цвета на эмоциональное состояние человека Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц () было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась

6 Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, мышление. Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. В исследованиях Н.А. Густякова (1986; 1988) изучалась динамика цветовых предпочтений испытуемых в процессе решения задачи. Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой III. Практическая часть. 3.1 Результаты исследования Данная работа посвящена изучению влияния цвета на физическое и эмоциональное состояние учащихся. В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:

7 1) Диагностический этап Задачи: 1. Выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. 2. Определить, какие цвета, с какими эмоциями ассоциируются. 3. Выяснить влияние цвета на аппетит учащихся. 4. Определить влияние цвета на самочувствие учащихся. 5. Выяснить предпочтения учащихся по оформлению интерьера школы. 2) Аналитический этап цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации по оформлению интерьера школы. В исследовании приняли участие учащиеся 2, 3, 8-х классов в количестве 55 человек. В результате тестирования было определено, что наибольшее предпочтение учащиеся отдают: красному, чёрному, зелёному и жёлтому цветам; наименьшее: фиолетовому и коричневому (Таблица 2). Цветовые предпочтения учащихся Таблица 2 Цвет Красный 12 Чёрный 10 Зелёный 7 Жёлтый 7 Голубой 5 Синий 3 Розовый 3 Белый 3 Фиолетовый 3 Коричневый 2 Кол-во выбравших

8 Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее», учащиеся 2, 3, 8-х классов чаще всего используют светлые, яркие краски желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Цветовое решение «приятного» у детей всех классов сходно: цвета в большинстве случаев теплые. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других классов, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «доброе», а где «плохое» (Таблица 3. Приложение 4). Выражение эмоций цветом Таблица 3 Красивое, приятное, доброе Тёплые цвета Жёлтый Оранжевый Красный Скучное, страшное, плохое Холодные цвета Синий Чёрный Фиолетовый Так же, благодаря тестированию, было выявлено: какой цвет, с какой эмоцией ассоциируется (Таблица 4, 5). ЦветИнте рес Цветоэмоциональное значение у детей школьного возраста Радо сть Эмоции Удив.* Грусть Гнев Отвр.* Стыд Страх Утом.* Таблица 4

9 Белый Характеристики кажущегося воздействия цветов. Таблица 5 лёгкий Жёлтый лёгкий тёплый сухой Оранжевый тёплый сухой кричащий Красный тяжёлый тёплый сухой кричащий Фиолетовый тяжёлый Синий тяжёлый холодный влажный спокойный Зелёный прохладный влажный спокойный Голубой лёгкий влажный спокойный Коричневый тяжёлый влажный Чёрный тяжёлый сухой В результате эксперимента было определено влияние цветов на аппетит учащихся. Наибольший аппетит вызывают: жёлтый, красный, розовый цвет (Диаграмма 1. Приложение 5). Влияние цвета на вкусовые предпочтения учащихся (опрошено 54 чел.) Так же благодаря эксперименту было выявлено влияние цветов на самочувствие учеников (Таблица 6.).

10 Влияние цвета на самочувствие учеников Таблица 6 Цвет Красный Оранжевый Жёлтый Зелёный Голубой Синий Фиолетовый Влияние на человека У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует может вызвать раздражение, истощение. Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность. Благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной работы. Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному. Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа голубой цвет вам поможет. Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

11 Результаты тестирования «Предпочтения в интерьере школы» 1. Отвечая на следующий вопрос, в какой цвет вы покрасили бы стены в своем кабинете, учащиеся выбирают цвета: зеленый 40%, желтый 27%, оранжевый 23%, другие цвета 10%. 2. Давая ответ на второй вопрос, школьники хотели бы, чтобы парты были окрашены: под дерево - 51%, в белый цвет - 22%, в зеленый - 20%, в другие цвета - 7%. Выбранные цвета наиболее благоприятны для зрения и не утомляют глаза. 3. Классная доска, по мнению учащихся, должна быть: зеленой - 65%, белой - 17%, синей - 10%, коричневой - 8%. Сравнивая эти показатели со стандартом и рекомендациями психологов, мы пришли к выводу, что классные доски должны быть зелеными или темносиними, а вот называя белый цвет доски, ребята имели ввиду интерактивные доски. В нашей школе соответствуют стандарту классные доски во всех кабинетах. 4. Окраска коридоров. Ребятами были перечислены цвета: голубой - 36%, бежевый - 20%, зеленый 24%. оранжевый - 15%, другие цвета 5%,

12 5. Анализируя ответы на вопрос, как должен выглядеть спортзал, мы пришли к выводу, что большинство ребят хотели бы, чтобы спортивный зал был укомплектован спортивным инвентарем. Только 12% опрошенных указали, что спортивный зал, должен быть окрашен в более яркие цвета: желтый, оранжевый, т.е. спортивный зал не удовлетворяет физическим потребностям школьников, на фоне которых эмоциональные потребности не проявляются у большинства. 6. Нужны ли в кабинетах цветы? 98% учащихся ответили на этот вопрос положительно. Объяснив, что цветы очищают воздух, выделяют фитонциды и тем самым убивают болезнетворных бактерий, украшают и создают уют в кабинете. 7. Как вы относитесь к таблицам, висящим на стенах? 92% учащихся ответили, что таблицы нужны, т.к. ребята считают, что они помогают в учебном процессе, некоторые дети хотели бы увеличить их количество в классах. Однако государственный стандарт не предполагает загруженность кабинета таблицами. 3.2 Выводы по главе Проанализировав данные анкеты и результаты эксперимента, можно сделать следующие выводы: 1) учащиеся интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность, о чем говорят ответы на вопросы анкеты; 2) большинство ответов на анкету совпадают с рекомендациями психологов по цветовому дизайну школьных помещений. Мы считаем, что, планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное и физическое состояние школьников.

13 IV.Заключение. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает, улучшает общение людей между собой и повышает работоспособность. Цвета существенно влияет на состояние человека: вызывают какую-либо реакцию; подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; имеют физиологические последствия, как положительные так и отрицательные наиболее приемлемые тона для дизайна школы - желтый, оранжевый, зеленый, голубой Правильно подобранные цвета в интерьере учебных помещений способствуют активной работе учащихся в течение дня. Данные исследования, полученные в результате выполнения работы, подтверждают гипотезу - цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное и физическое состояние школьников. На основе анализа литературы и полученных данных нами разработаны: «Рекомендации по оформлению интерьера учебного помещения школы» (Приложение 6) Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать следующие выводы: 1. Цвет оказывает влияние на организм человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное и физическое состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние или успокаивающие, есть цвета отвергаемые нами. 2. Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка, недостаток одного из цветов мы пытаемся компенсировать в одежде.

14 Приложение. Влияние цвета на самочувствие учеников Цвет Красный Оранжевый Жёлтый Зелёный Голубой Синий Фиолетовый Влияние на человека У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует может вызвать раздражение, истощение. Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность. Благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной работы. Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному. Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа голубой цвет вам поможет. Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.


Регулируйте пульс с помощью цвета. В комнате, где преобладают красные тона, у человека (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс; если преобладают желтые тона, пульс приходит в норму, а если

NovaInfo.Ru - 57, 2016 г. Искусствоведение 1 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ЧЕЛОВЕКОМ Волкова Юлия Андреевна Все материальные объекты в окружающем нас мире имею свои характеристики, одной из которых является

Презентация «Основы цветоведения» Работа выполнена учителем технологии МБОУ Гимназия 5 Чимдан Натальей Владимировной. Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой который мы от века Творим

Секция 5. Web-технологии и компьютерный дизайн 287 УДК 004.92 А.С.Склярова, В.В. Харитонова Донецкий национальный технический университет, г. Донецк Кафедра компьютерных систем мониторинга ОФОРМЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

Сочетание цветов в одежде сегодня мы узнаем, как подобрать одежду по цвету, комбинировать предметы гардероба и правильно сочетать цвета в одежде для создания гармоничных ансамблей. Сочетание цветов У каждой

Цветовой круг. Таблица Люшера. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это

Секция 5. Web-технологии и компьютерный дизайн 289 УДК 004.92 В.В. Вангельева, В.В. Харитонова Донецкий национальный технический университет, г. Донецк кафедра компьютерных систем мониторинга ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Значение цвета в полиграфии Подарочная презентация по информатике студентки группы ЛР-21 филологического факультета Анастасии Михаэлевны Манец Цвета как объекта реального мира не существует. Цвет на самом

238 Часть III. Категории дизайна. Цвет Часть III КАТЕГОРИИ ДИЗАЙНА. ЦВЕТ Глава 1. Цветовое моделирование Мир это цвет. Все, что мы видим: буйство весенних красок и мудрый покой снегов, зелень травы и бескрайнюю

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа г.волгодонска Номинация: Юный исследователь Тема: Влияние цвета на психоэмоциональное состояние школьников.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 8» г. Коркино Консультация для родителей на тему: «ЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ... ИЛИ КАК ВЛИЯЮТ ЦВЕТА НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ» Подготовила: Воспитатель

МКДОУ 443 «Дельфинчик» СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ Проект по здоровьесбережению по направленю цветотерапии. Творческая группа: в составе инстуктора физ.воспитания; 3гр.; 4гр.; 9гр. Содержание 1.Краткая аннотация

Колористика. Часть 1 Физическая природа цвета Зрительное восприятие цветов Трехкомпонентная теория Цветовые системы Количественная колориметрия Закономерности цветовых отношений Основные характеристики

Лекция 6. Психические познавательные ощущения и восприятия процессы: 6.2 Понятие об ощущениях Согласно А.В. Петровскому, ощущения это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих

МБУ 138 «Дубравушка» Консультация для родителей Семейная арт терапия Чудеса чародеи цвета Педагог: Алёхина Светлана Владимировна Тольятти, 2012 «Мы не можем высказать, чем волнует и трогает нас каждый

Краски для стен различаются цветом и составом (масляные, водно-дисперсные или др.). Прежде чем заняться покраской стен необходимо определиться с цветом краски. В данной статье рассмотрены некоторые принципы

Ежкова Н.С., Демидова О.Б. Влияние цвета на развитие дошкольников // Академия педагогических идей «Новация». 2018. 01 (январь). АРТ 16-эл. 0,1 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548 УДК 373.2 РУБРИКА:

Аналитическая справка по результатам исследования адаптации учащихся 5-го класса МБОУ ООШ 26 Дата: сентябрь- октябрь 2017 г. Количество: 18 человек Цель: определение уровня адаптации учащихся 5-го класса.

Проект «Визуальное восприятие школьных кабинетов» Автор: Лейман Татьяна Геннадиевна МОУ «ПССОШ» Поспелихинского района Алтайского края Участники проекта: учащиеся 10 класса Цель проекта Выявить влияние

ЦВЕТОТЕРАПИЯ Подготовила: воспитатель МКДОУ «д/с 5» Резник Т.В. Цветотерапия - особая наука о грамотном использовании различных оттенков для человеческого здоровья. Грамотное применение цветотерапии для

Н.Е.Семенякина Проведение апробационных мероприятий по внедрению новых образовательных практик в регулярный образовательный процесс На основании накопленного опыта работы с программным комплексом "Компьютерная

Харьковский Национальный университет имени В.Н. Каразина Группа ЛР-21 Лапшина Ольга Юрьевна Итак начнем: ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром чувствуем усталость,

Научно-исследовательский проект по психологии «Гармония в цвете гармония в душе» Выполнила: ученица 3 «В» класса Батурина Арина Руководитель: педагог-психолог Маликова И.В. - Цель: выяснить, как цвет связан

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ. ЦЕЛЬ: Исследовать психофизиологию цветового зрения. Задачи: 1)Дать определение цветовому зрению. 2)Изучить механизм,лежащий в основе цветового восприятия. 3)Исследовать воздействия цвета

Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области XIX муниципальная научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск» Научное направление «Это интересно» Влияние комнатных

Значение цвета в жизни человека Мы живем в удивительном и красочном мире! Нас окружает калейдоскоп оттенков и цветов игривая мозаика света и тени проявляется в каждом образе и явлении. Каждый день мы окунаемся

1 1.7. Анализаторы человека 1.7.1. Устройство анализатора. Зрительный анализатор Изменение условий окружающей среды и состояние внутренней среды человека воспринимается нервной системой, которая регулирует

УДК: 159.9.072.43-373.31 Жулина Г.Н. к.психол.наук, доцент Южный федеральный университет Кулешова Н.В. магистрант, Южный федеральный университет ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

1. Общие сведения. Презентацией называется набор слайдов, содержащий информацию на определенную тему и сопровождаемый необходимыми комментариями в устной или печатной форме. Презентации могут включать

МАДОУ «Детский сад 30» г. Тобольск Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Педагог Лагунова Елена Сергеевна ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «Здоровьесберегающие образовательные

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Перечень компетенций способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ВЛИЯНИЕ ЖАНРОВ МУЗЫКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Адайбекова А.М., Фошина Г. Д. Астраханский Государственный Университет Астрахань, Россия (414056,

В любом интерьере важно выбрать правильные цветовые сочетания. Ведь грамотное использование цветов - залог гармоничного стильного и целостного интерьера. Делимся идеями которые помогут вам подобрать идеальную

МКДОУ 443 «Дельфинчик» Физкультура в цвете Проект по здоровьесбережению в направлении цветотерапии. Творческая группа в составе: инструктора по физ. воспитанию, 9гр.,3гр.,4гр. Содержание 1.Краткая аннотация

Цвет. Цветовой круг и правила цветосочетаний Цвет. Цветовой круг и правила цветосочетаний Что мы знаем о цвете? Цвет. Цветовой круг и правила цветосочетаний Первое, на что обращают внимание люди это цвет.

RU POLSKA НОВИНКИ 2018 Кухонные столешницы D1040 MX D1030 VL D1031 MX D1032 SK D1033 VL D1034 VL D1035 WG, OW D1036 WG, OW D1037 KM D1038 SK НОВИНКИ D1042 WG D3821 OW D1044 SK D3822 OW D3823 OW D3807 OW

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Министерство культуры и духовного развития РС(Я) Управление культуры и духовного развития МР «Сунтарский улус (район)» МБУ ДО «Сунтарская детская школа искусств» ДИЗАЙН ОБЪЕДИНЕННОГО КЛАССА ЛАБОРАТОРИИ

Городская научно-исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее» Исследование цветовых предпочтений школьников и учителей

Шестилетний ребенок, придя в школу, сразу встречается с требованием: «На уроке должно быть тихо». «На уроке нельзя шуметь», «Ребята, что-то у нас шумно на уроке!» или «Потише, пожалуйста!» эти или подобные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Паспорт Сенсорной комнаты. Выполнила: педагог-психолог Т.А. Тканова С целью реализации основной общеобразовательной

Сценарий занятия-тренинга по коррекции агрессивного поведения детей В данную группу попали дети, у которых в результате анкетирования была отмечена повышенная агрессивность в поведении. Цель тренинга:

23 8 УДК 004.92 К.А. Юткина, В.В. Харитонова Донецкий национальный технический университет, г. Донецк Кафедра компьютерных систем мониторинга ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИЗАЙНА ИНТЕРФЕЙСА ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ

Организация рефлексии на уроках математики МОУ «Красногорская СОШ 2» Учитель математики Казанина Юлия Юрьевна 2011-2012 учебный год РЕФЛЕКСИЯ от латинского reflexio обращение назад; размышление о своем

1365 Штукина В.А., Селянинова А., студ. 105 гр. Научный руководитель Матвейчик С.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ КАК ПРЕДИКТОРЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Шмаргун В.Н. д.пс.н., доцент Исследование заключалось в теоретическом обобщении и экспериментальном решении научной проблемы возрастных

Было, следовательно, двигательная активность студентов не повлияла на концентрацию их внимания. Таблица 1 Результаты корректурной пробы (тест Бурдона) Группы I замер II замер Контрольная 3,5 1,4 Экспериментальная

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ М. М. Подберёзская Эффективность процесса адаптации в значительной мере определяет успешность в обучении, сохранение психического и физического

Результаты удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности МБОУ «СШ 76» Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость родителей различными сторонами образовательного

Умение распознавать эмоции и анализировать собственные состояния обеспечивает возможность нормального функционирования в социальной среде, позволяет управлять своими эмоциональными реакциями, улучшает

Фаустова Светлана Ивановна, педагог-психолог. Научный руководитель: к.псих.н.,доцент,зав.лабораторией психологопедагогического сопровождения ФГОС Климова Ирина Викторовна. МБОУ СОШ с.гнилуша Задонского

68 Вісник ХДАДМ РОЛЬ ЦВЕТА В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Мироненко В.П., д-р арх-ры, проф., Бодня C.В., аспирант Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры

УДК 658.512.2 ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Иванова Е.В., Жунусова А.Ж., Казбекова А. (СКГУ им.м.козыбаева) В

Секция 5. Web-технологии и компьютерный дизайн 223 УДК 004.514:747.017.4 А.Г. Серяк, А.В Звягинцева Донецкий национальный технический университет, г. Донецк кафедра компьютерных систем мониторинга ПОДБОРКА

Фен-шуй это учение, прежде всего, о гармонии и равновесии. Следуя мудрым наставлениям античных старцев, вы можете изменить свою жизнь в лучшую сторону. Для этого порой достаточно сделать маникюр по фен-шуй.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ Самедова Зарина Динамутдиновна, магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «ДГПУ». Тревожность - это склонность человека к переживанию тревоги. В психологической

ТРЕНИНГ ПО ЦВЕТУ Открытый урок Теория цвета На этом уроке мы познакомимся с теорией цвета и основными понятиями и характеристиками цвета, которыми вы сможете пользоваться в повседневной жизни при составлении

2. ПОСТРОЕНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ ЭМОЦИИ В данном разделе предпринимается попытка построения инвариантной модели эмоции, модели, которая явится обобщенным фактом, выражающим сущность бытования эмоциональной

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 2 класса Ф.И. учащегося ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной 1 деятельности их можно использовать.

Конспект урока «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись, 2 класс Преподаватель: Куприченкова Н. В. Конспект урока: «Этюд овощей и фруктов на контрастном фоне» Живопись (2 класс) Преподаватель:

Пояснительная записка Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, во-первых, насколько хорошо

NovaInfo.Ru - 55, 2016 г. Педагогические науки 1 ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чиркова Елена Владимировна В современном понимании традиционными объектами маркетинга

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Бушина Ю.В. Екатеринбург, РГППУ, гр. СР-103 Руководитель: к.б.н., доцент Махнева С.Г. Здоровье это еще не все, но без здоровья все ничто. Сократ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» Е.М.Давыдова, О.А.Куликова Томский политехнический университет «Только вследствие незнания того,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида 196» Педагог-психолог Лысых Е. А. 2015 год Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия







2024 © blagosc.ru.