Обязан ли фотограф отдавать исходники. Почему я и практически все профессиональные фотографы не отдают исходники? Почему фотографы не отдают исходники


Мне часто задают такой вопрос - отдаете ли вы исходники? Сперва я никогда не делал этого, но потом решил: клиент хочет - пусть клиент за это платит, и ввел дополнительную услугу. Любой мой клиент может получить исходники фотографий за дополнительные 20% от стоимости фотосессии. Спрашивают часто, но берут редко, при этом удивляются, почему я не делаю этого бесплатно. В интернете об этом много разговоров, называется много разных причин, но я хочу рассказать о своей личной точке зрения.

Итак, почему я не люблю отдавать исходники? Именно не люблю, даже за доплату - все равно не люблю. Причин тут несколько.

Первая , пожалуй, самая важная причина - я не хочу портить впечатление от своих фотографий. На исходниках может быть множество самых разных недочетов - и заваленный горизонт, и блеск лица, и засветы, и недоэкспозиция, неправильный баланс белого и еще целая куча всяких других. И если клиент увидит эти фото, особенно до получения обработанного варианта - я рискую получить некоторую порцию негатива.

Вторая причина: не все правильно представляют себе, что такое исходники. Многие думают, что это те же самые фотографии, просто до обработки фотошопом. Но это не совсем так – я, как и почти все профессиональные фотографы, снимаю в формате RAW, который не все программы просмотра изображений могут открыть, не говоря уже о редактировании. Поэтому, иногда, получив отправив исходники я получаю "А что это вы нам прислали, дайте нормальные файлы". Кстати, raw-файлы очень много весят, например, вся свадьба легко может весить около 40Гб.

Третья причина - правовая. Владение исходником подтверждает авторское право. Если я его отдаю - я отдаю авторское право. В большинстве случаев, конечно, это не играет роли, но бывают ситуации, когда это важно - например, когда мои фото используют в коммерческих целях третьи лица без согласования со мной.

Четвертая - мне страшно, что мои фото испортят своей обработкой и выложат, подписав моим именем. Звучит банально, но, поверьте, очень больно, даже когда на мои фото всего лишь накладывают фильтры инстаграма, а уж чужая обработка в большинстве случаев - совсем грустная история. Или, как вариант, выложат без обработки, со всеми прыщами, желтыми зубами и прочими - тоже очень мало приятного.

Зачастую исходники просят, чтобы не ждать пару недель готовности обработанных фото - ну, тут без комментариев.

Как видите, причин достаточно, и если по отдельности они могут казаться не очень убедительными, то все вместе они - очень веский повод не отдавать исходники без уважительных причин (например, возможно клиент сам - фотограф или ретушер).

Я считаю, что если вы обратились за услугами именно ко мне, при всем обилии предложений - значит, вам понравились мои работы. А мои работы - это съемка только на 40%, остальные 60% - именно обработка. Поэтому - просто поверьте , за очень редкими исключениями - вам не нужны исходники, просто не нужны .

Фабула:
"И ещё вопрос всем фотографам. А что вы так все трясётесь над своими "шедеврами" исходниками, боитесь их передать? Мол уши косяки фотографа увидят? Раскажите мне мотивацию, просто любопытно у кого какие мотивы;) "

Вероятней всего человеку написавшему сии саркастические строки неведомо такое понятие как постобработка и авторский дизайн:)) Еще одно объяснение - это то что он всё еще снимает в JPGe, ну тада да-а-а-а... :))

Недопонимание между фотографами и моделями в этом вопросе прежде всего происходит из-за непонимания самого слово ИСХОДНИК:)) Почему то всем кажется что там такие же классные глянцевые фото как "на выходе", а фотограф (от su4ка какая) зажал их из-за своей жлобской натуры:))
Давайте же рассмотрим пять основных причин, почему фотографы не отдают исходники.

1. Двухнедельный ликбез по RAWу

У меня была одна дотошная пара:)) которая всеми правдами и неправдами выманила у меня как то свои исходники в RAWe... Первая их смска была такая "У нас фото не открываются..." Все верно. В большинстве случаев Windows их просто не видит. Специальный формат требует специальных программ, большинство из которых не установлены на вашем компе по умолчанию... :)) Их надо искать в интернете, устанавливать, находить или покупать серийники, потому что 99% таких программ платные... и вот пара снова обращается ко мне за помощью... я помог установить им Camera RAW и Lightroom и... дальше начинается следующий этап "А как это работает?" O_o Уважаемые охотники за исходниками, я фотограф, а не продавец софта, не установщик, не отладчик, и тем более не преподаю на курсах дизайна... Не потому что я эдакая бяка, а потому что есть вещи которые трудно "показать" по телефону... :)) Научиться работать с RAWом, изучить такой сложный конвертер как Adobe Lightroom - это целая наука, за полтора часа с нуля ее не освоить. Нету там такой кнопки "шЫдевр" после которой все само сделается... :)) Дальше хочется сказать словами классика: "И такая дребедень целый день - то тюлень позвонит, то олень..." (с) :))))))))))

2. RAW - это не картинка, это промежуточная (сырая) начальная стадия фото

Самое лучшее сравнение формата RAW (в котором работают все профессиональные фотографы) - это тесто:)) Оно такое же бесформенное, есть его пока нельзя, но из него можно приготовить хочешь хлеб, хочешь пирожки, хочешь калачики, только поменяй ингредиенты и будет тебе счастье:)) Многие думают, что если фотограф работает в RAWe, то это уже по умолчанию круто и, значит исходники будут сразу как в журнале сами по себе:)) Но получив на руки слегка замыленный, темноватый вариант, который к тому же еще и желтит, возникают вопросы - ЧТО ЭТО? Это тот самый исходник в RAWe, который вы так долго выпрашивали... наслаждайтесь... Вот они "данные снятые с матрицы фотоаппарата" в чистом виде:)) Разочарование сравнимое с тем, как если бы человек заказал себе пельменей, а ему принесли фарш, тесто и скалку отдельно:)) Потому что RAW - это классический пример полуфабриката, что бы превратить его в фото надо еще работать и работать вручную. Если же вы все-таки взялись за самостоятельную конвертацию исходников, нужно четко представлять, что здесь легко можно получить результат еще хуже (например жестко-контрастный) если в вашей программе не установлен "профиль камеры" (что то типа специального драйвера) на которую был сделан снимок. К чему это я... к тому что у вас и у меня один и тот же RAW-файл будет выглядеть по разному, и не факт что у вас лучше:)) :)))))) Реакция потребителей на такую вот "залепу" может быть непредсказуемой.... :)) Потому что, в этом случае, профессиональный RAW будет выглядеть хуже JPEGa с мыльниц гостей... Почему так? Потому что в RAWe все настройки сброшены на ноль. Яркость, насыщенность, контраст, баланс белого, "уровень шума" и даже резкость - всё нужно выводить вручную... с каждым фото, индивидуально.

3. Не навреди

Следующий этап, это когда модель вдруг неожиданно начинает выкладывать наспех-самостоятельно обработанные исходники в сеть... Это просто полный пипец... Самое интересное, что здесь все слова "Это для меня" и "Я их не буду публиковать" оказываются просто словами. В 90% случаях модель думает, что "интернет же большой, пару фоток наверно все таки можно". Меня так обманывали не раз... но обидно другое, в комментариях под такими фотками часто идет откровенный стёб, роняющий имидж фотографа... Почему мы не видим в сети исходники Рашапа или Титяева (я имею ввиду коммерческие заказы а не мастер-классы) ? Ответ прост, они не выдают исходники на руки - только готовый обработанный материал. Потому что публикация - это словно витрина элитного ресторана, никаких полуфабрикатов здесь быть не должно.... В общем... прецеденты были, неприятные последствия были, стёб тоже был:)) Я принял решение оградить себя от подобных инсинуаций... :))

Авторское право пожизненно остается за фотографом, если он не уступает его по специальному договору другой стороне... Клиент покупая снимки, покупает продукт, но не авторское право. Тем более не передается авторское право при ТФП. Если модель получила денежное вознаграждение за свою работу, она таким образом передала право публикации без дальнейшего согласования с ней (разумеется, все нужно оформлять релизами). При спорах о праве публикации или об авторстве именно исходник является его доказательством. Так как многие "журналюги"и "полиграфы" у нас любят тырить работы нахаляву и не любят платить фотографам за их труд... вопрос об авторстве остается весьма острым.

5. Секрет фокуса.

В детстве я очень любил фокусы... это ощущение таинственности процесса, сопричастность к запредельному... Пока мне папа не подарил книжку "1000 секретов фокусов". С тех пор мне стало не интересно в цирке: я четко знал что голубь в рукаве, роза в кармане на прищепке, а в цилиндре двойное дно. В средние века фокусников разглашающих секреты просто убивали.... :)) О чем это я... Исходник это не просто картинка - это как точка опоры для Архимеда. Имея исходник можно увидеть почти весь процесс постобработки как на ладони, открываются многие секреты производства, лишая фотографию не только Ноу-хау, но и некой романтичности что ли... Многие исходники могут вообще привить модели комплекс неполноценности:)) Дело в том, что в отличии от пленочной, современная суперрезкая фотография старит человека, превращая дефекты кожи в объекты, усиливая их детализацию, увеличивает морщинки, прысчики, шелушавки, крупные поры, шрамики... кожа становится сухой, часто показывая то что мы не замечаем, когда смотрим собеседнику в глаза. Поэтому исходник не есть "отображение реальности" в первозданном виде. Это сырой материал, над которым еще работать и работать. И когда люди сравнивают исходник с авторским фото, у многих возникает мысль, что фотография это не искусство более, ФОТОШОП - вот это искусство! :)) Но самое главное, пропадает магия фотографии, волшебство становится ловкостью рук, технологией. Фотограф из волшебника превращается в производственника Михалыча из 3-го цеха:)) Творчество становится последовательностью действий. Фокус, секрет которого понятен - больше не интересен... :))


Статью разместил: Свадебный фотограф - Антон Чехов

Источник: Fashion Bank

«… Запишите исходные файлы на диск!»

/Со слов коллег/

Хипстеры диктуют моду, дедушки сбривают бороды, а внуки их носят. Всюду максимализм и лозунги: «Заплати, я все отдам!»

Вновь появились слухи о «раздаче мусора». Общество заволакивает туман неопределенности и выбор не кажется очевидным: «Итог или полуфабрикат?»

Оставлю мысли.

Почему фотографы не отдают исходники

Отбросим эмоции и взглянем на аргументы:

  1. Результат. Клиент оплачивает результат, а не статус, время или процесс. Платить за должность - ошибка, от которой трудно уберечь (об этом чуть позже). Фотосъемка - один из этапов создания фотографии. Их три: подготовка, фотосъемка, постобработка. Если оплачиваемый итог - печатная продукция, то печать - четвертый этап. Разрыв производственного цикла - создание брака. Мастер на это не пойдет.
  2. Защита от дурака. Выбор лучшего дубля для последующей обработки - ответственно и очень сложно, в подтверждение моих слов - цикл . А еще качественная ретушь (годы практики, или наемный ретушер) и допечатная подготовка изображений . Мастер контролирует все процессы, тем самым предостерегая клиента от ошибок.
  3. Приобретение. Фотография - тактильные ощущения, а не усталость глаз от листания файлов на экране. Фотографы уходят от цифровых носителей, предоставляя клиентам готовое печатное решение: оттиски, книги и т. д. Исключение - рекламная продукция и файлы для виртуальных ресурсов (стоков и сайтов).
  4. Авторские права. Исходник - raw-файл. В нем прописана техническая информация о камере, настройках, времени съемки и т. д. В конфликтных ситуациях - аргумент для фотографа и лишается он его редко, на основании договора о передачи прав и оплаты, которая превышает стоимость итоговой фотографии в несколько раз.
  5. Культура. Зрелый мастер работает по своим правилам: стиль фотосъемки и обработки, личные сюжеты для повествований, фильтрация работ, которые могут быть увидены общественностью. Кто-то называет это репутаций, но в моем круге все звучит иначе - не обесценивать профессию легкомысленным отношением коллег и заказчиков, думать о завершенности повествования, которое трогает душу и культурный фон клиента.

Почему недовольны клиенты

Жизненные ценности и вкус формируются у человека в юные годы, в ту самую пору когда он сталкивается с необходимостью получить виньетку, или книгу своего школьного выпуска. Ему повезет, если выбор за него сделают родители, но если придется идти на поводу у толпы - доступ под личным паролем, ковыряние исходников, указание пальчиком на приемлемый кадр. И все, подход сформирован, человек не узнал - как оно на самом деле.

Прошли годы. Вчерашний ребенок вырос, материально окреп и ради наследия, обращается к мастеру за фотографией своих родителей, но подход автора «странный». Начинается знакомая песня:

  • Фотографы жадные. Нет, просто есть регламент: что, сколько и когда. Как мама в детстве, ударяя ложкой по руке: «Не хватай, еще не готово! Мой руки, садись за стол, скоро будем кушать…»
  • Фотографы закрытые. Нет, фотографы ценят доверие, опираются на мастерство и не приемлют правила - клиент всегда прав (увы, но это удел сферы мелких бытовых услуг и новичков, которые только пришли в фотографию, не понимая ремесла в сфере визуального искусства).
  • Фотографы непонятные. Нет, фотографы наигрались с исходниками, просто еще не сложилось единого мнения на всех уровнях. Текущая неразбериха - последствие от используемой технологии: пленка или цифра.

Недовольство заказчика - рукотворная проблема и хозяин ей - фотограф. Нужно отвечать на вопросы, пояснять очевидные, и не очень, моменты:

— Фотосъемка займет два часа.

— Что это? Оплата двух часов времени фотографа? А итог деятельности мне и разбежались?

— Нет. Два часа - время, чтобы отснять указанное количество фотографий. И это вторая часть процесса. Далее третья - выборка и постобработка. А после - печать.

«Фотографии получите через месяц», - на эти слова все реагируют по-разному: один клиент одобрительно кивает, другой - начинает возмущаться, третий - хочет понять: почему ждать приходится, особенно сейчас, когда щелк - и готово!

Действительно, 21 век, технологии и бла-бла: отсняли - подайте завтра на стол! Любого, кто хоть раз обращался к фотографу, посещали подобные мысли. За всех коллег ручаться не могу, потому-что рабочие стандарты портретного фотографа отличаются от быта свадебного (и вам придется изучать все частные случаи, которые коснутся вашей задачи), но укажу аргументы и объективные причины, которые не позволяют нам быстро выполнить качественную работу.

Почему фотограф долго не отдает фотографии

«Фотограф - нехороший человек!» - думают одни. Фотограф технически не сможет отдать: отпечатки или фотокнигу, на следующий день, - увы, понимают немногие:

  • Необходима цветокоррекция . Фотокамера сохраняет «сырые данные », которые автор не может оставить без изменений, потому-что цвета, которые «захватила фотокамера», и цвета, которые нравятся человеку - не совпадают; возможности камеры - показать «как было», задача фотографа - показать «как надо» (авторский стиль или ваше ТЗ).
  • Возможны правки . Фотокамера не анализирует поступающую информацию и это нас обязывает учитывать особенности человеческого зрения: как смотрим и как видим. На что обращаем свое внимание, а на что - нет: убрать прыщ на лице и «смахнуть» пыль с одежды - нужно (иногда), но это время (всегда).
  • И отдых . Фотосъемка, компьютер, встречи… фотограф - человек и нам нужен отдых и время на семью. «Если нужно отдохнуть, чтобы сделать работу лучше - значит мне нужно подождать, понимаю», - однажды услышал от своего заказчика; спасибо ему!

Понимаю, что кому-то этих аргументов мало - хорошо, поясню все более подробно:

  1. «Подышать» . После фотосъемки, фотографа переполняют эмоции, которые искажают восприятие снимков. Объективность отсутствует. Все нравится. Такое отношение идет во вред: легко пропустить технические огрехи, зрительный мусор, неточности цвета (в работе над которым спешка исключена). Необходимо время, чтобы «выветрить кадры» из головы, чтобы позднее смотреть на них взглядом зрителя или цензора. Пара недель, месяц или пара дней - на усмотрение фотографа.
  2. Оценка . «Голова проветрилась», «кадры забылись» - самое время, чтобы вспомнить, открыть проект и оценить фотографии. Технический брак - удалить, а ценные кадры, которые не вызвали сомнений, еще раз отложить на время, чтобы уже из них выбирать лучшие фотографии, которые будут отданы заказчику. Ждать месяц уже не стоит, а вот пару недель - вполне.
  3. Отбор . На мой взгляд, самый важный этап, после фотосъемки. Отбор самых лучших и ценных кадров, которые соответствуют ТЗ или критериям автора. Именно эти кадры, в дальнейшем, подлежат конвертации, цветокоррекции, ретуши, печати. По времени… и 3-5 минут, или 3-5 дней… зависит от сложности проекта.
  4. Raw-конвертация, цветокоррекция . Преобразование «сырых данных», с которыми и ретушь полезна, и печать возможна. По времени - индивидуально: зависит от метода, который применяет автор - персональный, пресет на основе проекта, или шаблонный (один пресет для всех проектов), и объема проекта; от пары минут до пары часов.
  5. Ретушь, при необходимости . Только камера знает: сколько на лице заказчика волосков и прыщей, пор и насколько сильна асимметрия в целом; и если последнее легко учесть во время фотосъемки, оптика и свет - наши инструменты, то поры и волоски - эх, за это благодарим фотокамеры, они фиксируют все… молча правим, чтобы на отпечатках не было деталей, которые мешают гармоничному восприятию фотографии. Затраты на это: от нескольких минут до нескольких часов рабочего времени.
  6. Итоговая цветокоррекция . На стадии raw-конвертации мы получаем ненасыщенные, блеклые и «серые» картинки (такова особенность процесса, если мы хотим: сохранить максимум значимых деталей, исключить погрешности инструментов конвертации), но после ретуши необходимо сделать итоговую цветокоррекцию (с учетом требований: из ТЗ или согласно авторскому стилю), чтобы заиграли все тональные ритмы (которые не были видны все это время). Цветовой колорит, восприятие цвета, игра света и тени, - эта работа зависит от психического состояния, усталости глаз; спешка - возможность получить не то, всему свое время - возможность получить то, что оплатил.
  7. Подготовка к печати . Технический момент, во многом - автоматический; временные затраты… минутное дело.
  8. Печать . Большинство фотографов не печатают самостоятельно, есть фотолаборатории и свое дело они знают отлично (смотря что выбрал автор, конечно), поэтому отпечатки забираются… вновь временные затраты: поехать и проверить, принять и доставить; по времени… от нескольких часов до нескольких дней.
  9. Обрамление . «Накатанный на картон и подписанный автором оттиск - фотография», - говорил Ансель Адамс, - «все остальное - нет!», - дополнял он же. Оформить и сделать это грамотно - непростая задача, поэтому не удивляйтесь, что и на это нужно от пары часов до пары дней (зависит от проекта). Фотокнигами не занимаюсь, с ними, тоже, не быстро: сверстать макет, утвердить его - с вами, и отдать на печать, с итогом - к вам, если все хорошо - значит хорошо (со слов коллег, чтобы вы знали - почему фотокнигу не отдают утром, на следующий день после фотосъемки).
  10. Упаковка . Технический момент; временные затраты… минутное дело.

Все еще хотите фотографии завтра утром? 🙂

Почему я и практически все профессиональные фотографы не отдают исходники? Давайте выясним, что такое Raw и почему такие сложности с их передачей клиентам. Прошу набраться терпения и постарайтесь дочитать до конца, поверьте Вам это будет в 100 раз легче, чем мне отдать Вам исходники. Думаю, многим клиентам неизвестно, что такое Exif, постобработка, авторский стиль, RAW формат, индивидуальные настройки фотоаппарата в мануальном режиме. Поэтому и происходят недопонимания. Многие думают, что зеркальная камера все сделает сама и фотографии сразу получаются красивые, а жадина фотограф из принципа не хочет отдавать фото. Попробую подробно описать причины по которым отдача исходников невозможна. Приоткрою Вам дверцу в «кухню» фотографа. 1. RAW - это сырое тесто. Тесто нужно еще замесить, дать подойти, слепить, приготовить и потом только кушать. Также обстоят дела и с отснятым материалом, сначала фотографы выгружают их в компьютер, потом отбирать и удаляют явно неудачные фото, следом фотографии загружаются в первую программу в моем случае – это Adobe Photoshop Lightroom, там уже детально отбираются нужные фото, учитываются все детали, далее им придают нужный вид (цветокоррекция и первоначальная обработка) и только после этого фотографии обрабатывают и ретушируют детально индивидуально и только покадрово (я чередую обработку Lightroom + Photoshop). К вашему разочарованию исходники будут далеко не такими, как Вы их себе представляли. Вы получите замыленные, нечеткие, темные фото, которые будут иметь неправильных оттенок. RAW – это данные считанные с матрицы фотоаппарата в чистом виде. Они будет выглядеть даже хуже того, что Вы видели на экране моего фотоаппарата, когда просили показать, как Вы получились в этой позе. И даже может хуже JPEG с мыльниц и телефонов, ведь Ваш аппарат автоматически обрабатывает картинку, и вы ведите уже обработанные техникой кадр. В формате RAW все настройки сброшены на ноль - всё нужно выводить вручную. С каждым фото индивидуально в зависимости от освещения и многих других факторов. Обработку можно сравнить с проявкой пленки. Так же как наши предки в подвалах проявляли пленку, потом в разных проявочных растворах вымачивали фото, мы сейчас это делаем с цифрой в определенных программах. Также не стоит забывать, что в вашей программе, где Вы будете смотреть исходники не установлен профиль камеры, на которую был сделан снимок, Ваши мониторы не откалиброваны, поэтому один и тот же RAW-файл будет выглядеть по-разному. Реакция клиентов на такую вот ситуацию может быть непредсказуемой. 2. Исходник - это не просто картинка. Передавая исходник, фотограф буквально передает Вам все свои секреты. Дело в том, что в Exif цифрового фотоснимка исходника прописывается не только авторство, но и остальные настройки камеры. Я уверена на 100 %, что ни один мастер своего дела, не выдает всех своих секретов. Вместе с исходником имея еще и обработанный материал, весь процесс постобработки и съемки будет как на ладони. Некоторые фотографы продают исходники и стоят они в большинстве случаев дороже самой съемки. Все очень просто! Объем средней свадьбы за 12-14 часов съемки это примерно от 500 до 1000 отобранных фото. Одно фото в RAW-формате весит примерно 20-50 MБ, средняя полная свадебная съемка 40-50 ГБ, а вместе с обработанным материалом в двух экземплярах подготовленные для печати и для интернета JPEG + RAW - это от 150 до 300 ГБ на жестком диске, а ведь вы не единственные клиенты. Дополнительные архивы, память, внешние носители и тп, все это стоит не дешево. К тому же многие фотографы хранят копии исходников на других носителях, так как техника не вечна и поломки бывают не редко. Для фотографа – это необходимость. В Ваших же интересах, чтоб на случай поломки, у фотографа остались архивы. Очень печально, если Ваши фотографии потеряются, а ведь свадьбу не сыграть заново. Деньги Вам конечно вернут, а вот фотографии будут утеряны, да и впечатление от такого недоразумение останутся с вами надолго, скорей всего даже своим детям будете рассказывать о горе фотографе, который отснял свадьбу, а носитель поломался и фото были безвозвратно стерты! По объемам – это примерно 70 простых (СD-R), 30 DVD дисков, не знаю даже сколько флешек, сами считайте. Скорость записи может достигать 45-60 минут. Немногие знают, что запись диска занимает почти 90% ресурсов оперативной памяти. То есть в момент записи пользоваться компьютером крайне нежелательно. То есть на десять часов компьютер парализован записью исходников процесс записи требует контроля, нельзя приостановить, отменить или поставить запись на ночь. В итоге то, что Вам кажется просто, может потребовать по времени до 24 часов моего времени. С файлообменниками вообще отдельная история - никаких ресурсов не хватит: 1) Интернет соединение не всегда стабильно работает, не дай Бог оно прервётся и все пропало! Начинай сначала! 2) Чтобы выгрузить гегабайты исходников может понадобится до двух дней и ночей постоянной работы интернета и компьютера, это при условии, что у фотографа хороший процессор и хороший интернет провайдер. Даже если фотограф потратит время и выгрузит тяжёлые исходники, они просто так не откроются - Windows их не распознает. Чтобы открыть Raw файлы нужны специальные программы. Их нужно скачивать только на официальных сайтах и правильно установить на компьютер в нужное место. 99% нужных программ платные. А ведь прося исходники вы отнимаете время у самого себя. За это время я Вам подготовлю превью от 5 до 10 фото, обработанных и подготовленных для публикации фотографий. Вам будет понятно, что примерно вы получите в итоге. Если что-то хотите определенное, можно об этом сказать фотографу. А лучше даже встретиться до съемок, познакомится, обсудить все детали – это помогает в будущем раскрепоститься на фотосессии. Я стараюсь учитывать все пожелания, если Вы не попросите повторить авторский стиль другого фотографа. 3. Самое обидное то, что может фотографа разочаровать, обидеть, унизить, растоптать и раздавить – это когда клиенты выкладывают исходники в социальные сети. Очень сложно подобрать слова, что это значит для фотографа. Чаще всего просьбы и обещания этого не делать – это просто пустые слова! Надеясь на то что интернет большой и скорей всего фотограф даже не заметит, фото оказываются в просторах интернета. А последствие такой самодеятельности для фотографа – это потеря имиджа и будущих клиентов и испорченное настроение, а ведь ему еще для Вас нужно будет обработать эти исходники. 4. Извечный вопрос об авторстве остается самым острым. Авторское право пожизненно остается за фотографом – это право придумала не я. Для передачи этого права нужны специальные договора, заверенные и подписанные обеими сторонами. Клиент покупает только оговоренное количество обработанных фотографий, но никак не исходники и тем более не авторское право. При возникших спорах об авторстве и именно исходник является его доказательством. Если Вы это читаете, значит, кто-то в очередной раз слезно вымаливал исходники и я вынуждена была потратить Ваше и свое время на то чтобы написать это и объяснить всем разом, почему я не отдаю исходники! Надеюсь вы дочитали до конца и впредь больше не будете просить исходные материалы фотографа. Прошу понять и простить! С уважением, ваш фотограф Жуковская Татьяна







2024 © blagosc.ru.