Артикуляционные упражнения для детей 3 лет. Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей. Артикуляционная гимнастика – что это такое


Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

У всех вызывает улыбку, когда маленькие дети забавно коверкают слова, общаясь с окружающими. Но бывают ситуации, когда неправильное произношение продолжает наблюдаться у ребенка и дальше. Тогда уже возникает не улыбка, а проблема, которая требует немедленного решения. Верно поставить звуки помогут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет.

Артикуляционной гимнастикой называют набор упражнений, которые позволяют улучшить движения речевых органов, отработать их правильное положение в момент воспроизведения того или иного звука. Таким образом, она помогает натренировать органы речевого аппарата, чтобы они были способны правильно произносить слова.

Почему прибегать к артикуляционной гимнастике так важно? Это объясняется несколькими причинами:

  • Тренировки позволяют деткам научиться говорить правильно и четко без помощи логопеда. Главное, чтобы родители вовремя заметили отклонения в речи и начали проводить со своими детьми гимнастику. После 3 лет решить проблему без специалиста вряд ли удастся.
  • Благодаря упражнениям ребенок, имеющий серьезные речевые нарушения, имеет возможность быстрее справиться с ними, когда с ним будет работать логопед. Ведь мышечные ткани его речевого аппарата уже будут подготовленные, что значительно облегчить постановку звуков.
  • Артикуляционная гимнастика для детей 2 — 3 лет отлично помогает и тем, кто вроде бы правильно воспроизводить слова, но говорит их так, как будто у него «каша во рту».
  • Не стоит забывать о том, если ребенок будет четко произносить слова, то ему будет намного легче учиться писать.

Артикуляционные упражнения дадут положительный результат, если при их проведении соблюдать некоторые правила. Итак, специалисты рекомендуют следующее:

  • Все занятия сначала проводятся медленно с применением зеркала, чтобы ребенок мог видеть, как располагаются органы во время воспроизведения того или иного звука.
  • Во время упражнения нелишним будет, если родители станут задавать своему чаду наводящие вопросы относительно положения речевых органов. К примеру, где находится язык сейчас? А что делают губки?
  • Со временем скорость выполнения упражнений разрешается увеличивать. Но при этом необходимо обязательно следить за тем, чтобы каждое действие было сделано верно и плавно. В противном случае добиться эффективности тренировок не получится.
  • Желательно проводить гимнастику дважды в день, в утреннее и вечернее время. Самая оптимальная продолжительность занятий составляет 5-7 минут исходя из того, какой возраст у ребенка и насколько он усидчив.
  • С возрастом требования к выполнению упражнений повышаются. Ребенок в 2-3 года еще совсем маленький и ждать от него высокоточного и быстрого выполнения не стоит. Но важно, чтобы он усвоил правильность и плавность движений.

Артикуляционная гимнастика для детей 3 и 2 лет способна натренировать органы речевого аппарата у детей, но если имеются серьезные отклонения в речи, то заменить помощь логопеда она не может. Однако, она прекрасно подготовит мышечные ткани органов к работе со специалистом.

Какие упражнения следует выполнять?

Артикуляционная гимнастика позволяет отработать различные звуки, поэтому в зависимости от того, с какой именно буквой у ребенка проблемы, должен выполняться определенный комплекс упражнений.

Для свистящих звуков («С», «З», «Ц») отлично подойдут следующие занятия:

  • «Забор». Для выполнения необходимо широко открыть рот в улыбке так, чтобы видны были сомкнутые челюсти. Зафиксировать такое положение рта на 5 секунд.
  • «Слон». Здесь нужно вытянуть губы вперед трубочкой, при этом держать челюсти сжатыми. Находится в таком положении 5 секунд.
  • «Горка». В этом упражнении следует широко открыть ротик в улыбке, кончиком языка упереться в зубы снизу, широкую часть органа поднять вверх. Таким образом, получается что-то в виде горы. При этом язык должен быть твердым. В таком состоянии нужно удерживать органы до 5 секунд.
  • «Чистка зубок». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо широко открыть рот, продемонстрировав свои зубы. Потом кончиком языка начать как бы чистить их с внутренней стороны, проделывая движения в стороны. Во время занятия нижняя челюсть должна находиться в неподвижном состоянии, а губы должны расходиться в улыбке. Достаточно сделать 6-7 таких движений.

Следующий комплекс гимнастики предназначен для отработки расположения речевых органов при произношении шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ч», «Ж»:

  • «Блин». Расположить широкий кончик языка на нижней губе и проговаривать слог «пя» несколько раз. При этом нужно следить, чтобы он не двигался, а рот был открыт лишь немного. Затем следует зафиксировать язык на губе на несколько секунд.
  • «Варенье». В этом занятии следует открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу не в стороны, снизу вверх. В процессе выполнения нижняя челюсть должна быть видна.
  • «Индюшонок». Тут необходимо немного открыть рот и делать быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед и назад. При этом нужно произносить звук, похожий на «бл-бл-бл».
  • «Чашка». Для выполнения нужно широко открыть рот в улыбке, чтобы были видны зубы. Показать язычок и сформировать из него чашечку, для этого нужно представить, что вам в язык нальют воду и нужно ее не пролить. В таком состоянии следует удерживать несколько секунд.

Третий набор артикуляционных упражнений помогает деткам выработать навык правильного расположения органов речи в момент воспроизведения таких звуков, как «Л» и «Р».

  • «Гриб». Данное занятие выполняется таким образом: необходимо немного открыть ротик, продемонстрировав свои челюсти. Приложить широкий плоский язычок к небу и держать так несколько секунд. Получается, что сам речевой орган является шляпкой гриба, а его связка, расположенная под ним – это ножка грибка.
  • «Гармошка». Здесь следует сделать такое же положение, как в предыдущем занятии, только нужно растягивать связку, широко открывая и закрывая ротик.
  • «Маляр». Для выполнения данного упражнения нужно широко открыть рот в улыбке, показать свои зубки. А дальше кончиком языка водить по небу вперед и назад, как будто красишь его. При проделывании гимнастики язык не должен выходить за пределы челюстей, отрываться от неба и двигаться в стороны.

Обычно постановка звуков производится поочередно, сначала отрабатывается, например, свистящий, потом шипящий. По поводу разработки комплекса лучше всего посоветоваться с логопедом.

Тренировки для развития дыхания во время речи

Очень важную роль в постановке правильного произношения слов играет дыхательный процесс. То, как дышит человек во время общения, отличается от обычного физиологического дыхания. В процессе воспроизведения звуков длительность выдоха значительно больше, поэтому следует научить ребенка плавно и долго выдыхать воздух.

Отлично будет, если при этом применять такие легкие игрушки как вертушки, надувные шары, губная гармонь и т. д. Также можно использовать пушинку. К примеру, с ней можно поиграть в некий футбол: сделать ворота и пытаться задуть пушинку туда.

Кроме этого, хорошим упражнением является следующее: положить на кончик носа ватный шарик, язычок высунуть вверх и постараться сдуть его, чтобы ватка полетела вверх.

Также можно применять такие методы, как имитация звуков. Например, необходимо попросить ребенка показать, как плачет девочка – «а-а-а», как хохочет мышка – «и-и-и», как воет волк «у-у-у» и так далее.

Еще для развития дыхания отлично будет использовать такие упражнения, при которых вдох и выдох будут производиться с помощью разных органов или их частей. К примеру, вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот и наоборот. Либо вдохнуть через левую часть носовой полости, а выдохнуть через правую.

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произношение детишек в возрасте 2-3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно. Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата.

Для этого применяются занятия, которые развивают движения не только языка, но и губ, челюстей. Крепкие мышцы помогают ребенку точнее воспроизводить звуки. Упражнения должны проводиться в виде игр и желательно перед зеркалом.

Гимнастика для губ и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Необходимо надуть щеки, а потом рукой прижать сначала одну, а потом другую.
  • Нужно сделать губы трубочкой, а затем быстро улыбнуться, продемонстрировав челюсти.
  • Воспроизвести звук, с помощью которого останавливают движение лошадей, «Тпру!».
  • Следует показать, как кошка лакает молоко. Делать это нужно быстро, высовывая и засовывая язычок.
  • Необходимо коснуться кончиком языка до щек изнутри.
  • Нужно щелкать язычком, при этом поднимая его к небу. Наподобие как цокает лошадь копытами.
  • Следует широко открывать и закрывать ротик.

На сегодняшний день есть много детишек в возрасте 2-3 лет, которые совершенно не разговаривают. Но это еще не свидетельствует о том, что у них отклонения в речи.

Врачи утверждают, что паниковать можно только если после 3 лет ребенок так и не заговорит. Но артикуляционные упражнения выполнять следует все равно, чтобы деткам было легче потом справиться со сложными звуками.

Важным моментом в занятиях является заинтересованность ребенка. Поэтому лучше всего проводить тренировки в игровой форме. Часто занятия строятся на подражании, ведь детям очень нравится повторять за взрослыми. Поэтому необходимо показывать ребенку, как делается определенное упражнение, заинтересовать его, тогда он с удовольствием будет все повторять.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида № 000

Структурное подразделение

Служба ранней помощи

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких (1,2-3года)

Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губки трубочкой, сжимать или раздвигать их. Нам это странно, ведь мы, взрослые, не задумываемся об артикуляции звуков, делаем это автоматически: так же, как при ходьбе, нам не приходится следить за ногами и помнить, как их переставлять. Это потому, что освоение необходимых движений для нас – пройденный этап. А для крохи – нет. Ему еще многому предстоит научиться.

У человека нет специального речевого органа, произнесение звуков обеспечивается органами, которые речевыми изначально не являются, но были приспособлены для этого в процессе эволюции (язык, губы, легкие и др., у животных они служат совершенно для других целей, да и сами мы дышим, едим и т. д. теми же органами, которые помогают нам произносить звуки). Те же шимпанзе имеют с человеком 98 % генетического сходства, но членораздельная речь для них невозможна. Новорожденному же предстоит пройти долгий путь по совершенствованию способностей речевого аппарата и речевого слуха (ребенок может правильно произнести звук, только если он хорошо его слышит, отличает от другого, похожего).

Не ждите, что ребенок научится сразу отчетливо произносить все звуки. Это невероятно сложная задача. Малыш не сразу научится скоординированно двигаться, распоряжаться своими ручками и ножками. Точно так же он постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком, например, (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с таким количеством.

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам, если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Задумайтесь: возможно, вы сами недостаточно четко произносите некоторые звуки, а может быть, ему просто требуется больше внимания (например, у вас появился еще один малыш).

Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким, он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью – малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь – начнем как можно раньше делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.

Как делать артикуляционную (речевую) гимнастику?

Дети прекрасно умеют подражать и делать это они начинают очень рано. Поэтому уже с первых месяцев можно начать, пеленая ребенка, играя с ним, вытягивать губы трубочкой, высовывать язык, шлепать губами, фыркать, цокать.

На первых порах произнесение разных звуков, в том числе неречевых: фырканье, уханье, писк и т. д. очень важно (малыши от этого в восторге), старайтесь произносить звуки утрированно: широко открывая рот, вытягивая губы и т. д., чтобы ребенок не только слышал, но и видел, чем «ку-ку» отличается от «ко-ко».

Вообще, будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как собака лает. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный малыш уже одет. Это и первые артикуляционные упражнения, и прекрасно развивает речевой (фонетический) слух. Только делать это нужно с чувством и на разные голоса. Если боитесь, что кто-то подумает, будто вы сошли с ума, делайте это наедине с малышом. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т. д.). «Играть на дудочке» – прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.

Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные упражнения. Выбирайте время, когда малыш в хорошем настроении, в форме игры. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя вы можете делать их и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т. д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще, где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становятся упражнения.

Вот некоторые примеры:

Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).

Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

Облизать губки по кругу, дотянуться до носика, щек, подбородка с силой язычком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

Облизать тарелочку, как это делает киска.

Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубам (словно барабанщик).

Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «образовать хобот», «набирать водичку», слегка причмокивая.

Перекатывать орешки: С закрытым ртом кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».

Поцокать языком (лошадка скачет), потом пофыркайте, можете при этом играть с игрушечной лошадкой.

Улыбнуться, с напряжением обнажив зубы (сделать заборчик).

Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.

Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.

Почистить зубки язычком (проводить по верхним, потом по нижним).

Поиграйте с паровозиком или покажите на картинке (погудите, «У-У»), губы трубочкой.

Пароход гудит – приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».

Покажите ребенку часы с маятником, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, пусть малыш изображает часы.

Можете придумать сказку, например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх, где же солнышко (вытянуть язык вверх к носу), посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке) и т. д. Проявите фантазию.

Подготовила

Учитель-логопед:

Артикуляционная гимнастика

Карточка 1

«Рыбка шевелит губами»

Цель:

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 2

«Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 3

«Улыбка»

Цель:

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 4

«Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 5

«Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 6

«Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика

Карточка 7

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 8

«Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 9

«Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 10

«Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 11

«Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 12

«Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 13

«Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 14

«Непослушный язычок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, расслабление мышц языка

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 15

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 16

«Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 17

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 18

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 19

«Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 20

«Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 21

«Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 22

«Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 23

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 24

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 25

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 26

«Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 27

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 28

«Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 29

«Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 30

«Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Артикуляционная гимнастика

Карточка 31

«Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 32

«Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 33

«Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Артикуляционная гимнастика

Карточка 34

«Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Артикуляционная гимнастика

Карточка 35

«Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 36

«Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 37

«Лягушка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 38

«Хоботок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 39

«Горка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 40

«Чашечка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 41

«Грибок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 42

«Домик»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть .

Артикуляционная гимнастика

Карточка 43

«Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 44

«Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. .

Артикуляционная гимнастика

Карточка 45

«Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. .

Артикуляционная гимнастика

Карточка 46

«Бульдог»

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 47

«Хомячок»

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. .

Артикуляционная гимнастика

Карточка 48

«Парус»

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. .

Все понимают важность развития речи ребёнка и уровень его культуры, который определяет не только дальнейшую судьбу человека, но и будущее великого русского языка.

По речи ребёнка судят о развитии, которое напрямую связано с его мышлением. Для дошкольника умение хорошо говорить - это значит:

  • легко ориентироваться в окружающем мире;
  • думать, выражать мысли и отстаивать личное мнение;
  • находить контакты с детьми и взрослыми.
Важно помнить! Чтобы говорить чисто и правильно, ребёнок должен чётко слышать звучащую речь.

Чтобы произносить непростые для ребёнка звуки, его органы артикуляции должны быть сильными и гибкими, умели совершать тонкие движения и переходы.

Этому учит артикуляционная гимнастика.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить в форме интересной игры.

Это увлечёт ребенка, и процесс развития речи будет происходить быстрее и успешнее.

В первую очередь следует рассказать и показать ребёнку, находясь перед зеркалом, про органы артикуляции, называя их: губы, язык, зубы и щеки.

Обратить его внимание на верхнюю и нижнюю губы, два ряда зубов и подвижный язычок.

Главная задача: заинтересовать ребёнка

Важно помнить! Систематические занятия закрепляют приобретенные навыки.

Занятие проводится перед зеркалом так, чтобы ребёнок зрительно воспринимал движение рта и языка при произношении звуков взрослого.

Показывайте букву и произносите звук.

Вместе с ребёнком пойте звук сначала тихо, затем громко, отрывисто и протяжно.

Повторяйте игру несколько раз. Показывая буквы, просите ребёнка спеть самостоятельно.

А – открыть широко рот.

О – сделать кругленькие губы.

У – сделать губы «трубочкой».

И – улыбаться.

Э – приоткрыть рот, высунуть язык.

Игры для дыхания


Развитие навыков: тренировка дыхания, произнесение звуков, зрительно- моторной координации.

Для нормального произношения звуков и хорошего развития языка, необходимо верное дыхание, которое способствует лучшему звучанию голоса.

Ровные вдох и выдох - это важные условия для мягкого и неторопливого звучания голоса, для перехода от спокойной речи к звонкой тональности и обратно.

Неправильное дыхание может быть причиной тихого звукопроизношения, нарушения плавности речи.

« Мяч в воротах»

Сделать мяч из ваты. Установить ворота из кубиков и вытянув губы «трубочкой» с силой подуть на шарик, произнеся звук «у», забить гол.

«Кораблик»

Сделайте бумажный кораблик. Налейте в таз воды.

Для плавного движения кораблика дуйте на него спокойно, произнося звук «ф».

Для имитации порывов ветра, сложите губы произнося звук «п».

При этом щеки не надувая.

«Пузыри»

Возьмите соломинку и стакан воды.

Дуйте в соломинку, которая находится в стакане с водой, образуя каскад пузырей.

При этом щеки не надувайте.

Артикуляционные упражнения можно проводить в любое время, например, во время умывания или прогулки.

Игры для языка

Развитие навыков: произнесение звуков, обогащение словарного запаса, чувства ритма.

«Улыбка»

Растянуть в улыбке губы, произнося звук «и»

«Трубочка»

Вытянуть губы, произнося звук «у».

«Улыбка- трубочка»

Поочерёдно растягиваем в улыбке губы, затем вытягиваем в трубочку, произнося последовательно звук «и», затем « у».

«Забор»

Растягиваем губы в улыбке, сомкнув зубы.

«Тик- так»

Высунуть кончик языка. Тянуть сначала влево, затем вправо - тик - так, имитируя движение часиков.

«Качели»

Высунуть кончик языка и тянуть его вниз, к подбородку, затем вверх, к носу

«Чистим зубки»

Провести кончиком языка, как зубной щеткой, по верхнему ряду зубов сначала снаружи, затем внутри. Также по нижнему ряду.

«Лошадка»

Цокать язычком, широко открывая рот.

Литература:
Е.Н. Лункина Растим малыша 2-3 лет - М.: ТЦ Сфера, 2009 - 96с.







2024 © blagosc.ru.